Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» завершило публикацию результатов цикла рейтинговых исследований, направленных на получение максимально объективных оценок относительно ключевых мероприятий в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050».
Исследование было проведено в отношении 31 мероприятия экономического блока рассматриваемого документа. Для получения рейтинговых оценок были использованы такие критерии, как актуальность и реалистичность успешного выполнения соответствующих мероприятий. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 35 экспертов, представляющих аналитическое сообщество, неправительственные организации и масс - медиа.
Для оценки соответствующих мер была использована 7-ми балльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.
Ответы респондентов позволили составить нижеследующий рейтинг:
Меры по реализации направлений 1-2 Стратегии «Казахстан-2050» |
Актуальность |
Реалистичность успешного выполнения |
Стратегическое направление 1. Экономическая политика нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности |
1. Внедрение современных инструментов менеджмента и принципов корпоративного управления в государственном секторе |
6,26 |
3,86 |
2. Разработка комплекса мер по привлечению лучших иностранных специалистов для реализации новой экономической политики с обязательным обучением отечественных кадров |
4,91 |
3,94 |
3. Принятие Концепции новой бюджетной политики, направленной на использование бюджетных ресурсов в пределах возможностей и сокращение дефицита государственного бюджета, обеспечение 4бережного и продуманного бюджетно-финансового процесса, инвестирование бюджетных средств и средств Национального фонда в продуктивные стратегические общенациональные проекты с точки зрения долгосрочной перспективы с применением жесткой системы отбора |
6,14 |
3,86 |
4. Проведение ревизии всех действующих налоговых льгот с целью повышения их эффективности |
5,54 |
4,17 |
5. Упрощение и минимизация налоговой отчетности с поэтапным переходом хозяйствующих субъектов на полный режим электронной отчетности |
6,11 |
4,86 |
6. Внедрение с 2015 года практики освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование |
5,97 |
4,03 |
7. Внедрение с 2020 года практики налогового кредитования |
5,5 |
3,66 |
8. Разработка концептуально новой системы денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение защиты доходов населения и удержание приемлемого для экономического роста уровня инфляции, совершенствование регулирования финансовой системы, обеспечивающей очищение банков от проблемных кредитов, обеспечение потребности приоритетных секторов экономики в доступных денежных ресурсах |
6,33 |
3,78 |
9. Обеспечение постоянного контроля за уровнем государственного долга страны и квазигосударственного сектора, в том числе за счет снижения бюджетного дефицита относительно ВВП с 2,1% в 2013 году до 1,5% в 2015 году |
5,85 |
4,3 |
10. Разработка Государственной программы по развитию инфраструктуры, предусматривающей создание «инфраструктурных центров», опережающей инфраструктуры транспортной системы |
6,15 |
3,73 |
11. Принятие программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», предусматривающей создание совместных предприятий в регионе и мире |
5,4 |
3,41 |
12. Участие национальных компаний в стимулировании развития экономики будущего |
6,12 |
3,74 |
13. Стимулирование развития транзитного потенциала в сфере информационных технологий в целях обеспечения к 2030 году пропуска через Казахстан не менее 2-3% мировых информационных потоков, а к 2050 г. - не менее 5% |
6,03 |
3,7 |
14. Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора |
6,63 |
3,26 |
15. Внесение изменений в Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию по вопросам импорта промышленных мощностей и обмена технологиями, создания и развития совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств |
6,24 |
3,76 |
16. Создание международной организации «Зеленый мост» |
5,4 |
4,07 |
17. Реализация проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы |
5,68 |
3,55 |
18. Принятие Программы развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года |
6,63 |
4 |
19. Выработка системы законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на внедрение новейших агротехнологий |
6,51 |
3,77 |
20. Введение повышенных налоговых ставок на земли, которые не осваиваются в течение определенного периода после их предоставления |
5,76 |
4,62 |
21. Разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана |
6,41 |
4,24 |
Стратегическое направление 2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики |
22. Принятие комплекса мер по поощрению малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации |
6,03 |
3,91 |
23. Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса |
6,8 |
2,77 |
24. Создание условий и предпосылок для активного роста и перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в категорию среднего бизнеса |
6 |
3,35 |
25. Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО |
6,69 |
3,23 |
26. Внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро, малый, средний и крупный бизнес |
5,49 |
4,91 |
27. Отмена всех разрешений и лицензий, прямо не влияющих на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, с заменой их уведомлениями |
6,3 |
4,03 |
28. Создание на законодательной основе условий для самостоятельного регулирования бизнесом вопросов контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг |
5,63 |
3,8 |
29. Выработка новой системы защиты прав потребителей, предусматривающей упрощенный порядок принятия судебных решений |
6,03 |
3,71 |
30. Принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной Палате, а также делегирование ей части полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, внешнеэкономической деятельности и поддержки малого бизнеса |
4,97 |
4,88 |
31. Передача в частный сектор отдельных государственных предприятий, квазигосударственных компаний и иных организаций нестратегического характера |
5,68 |
4,35 |
Таким образом, в семерку
наиболее актуальных экономических мер по реализации Стратегии «Казахстан-2050» вошли:
Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса (6,8)
Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО (6,69)
Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора (6,63)
Принятие Программы развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года (6,63)
Выработка системы законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на внедрение новейших агротехнологий (6,51)
Разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана (6,41)
Разработка концептуально новой системы денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение защиты доходов населения и удержание приемлемого для экономического роста уровня инфляции, совершенствование регулирования финансовой системы, обеспечивающей очищение банков от проблемных кредитов, обеспечение потребности приоритетных секторов экономики в доступных денежных ресурсах (6,33)
Как видим, на первые позиции в данной группе вышли мероприятия, призванные создать оптимальные условия для деятельности и эффективные механизмы государственной поддержки отечественных предпринимателей с учетом неблагоприятных для них внутренних (административные барьеры) и внешних (риски от участия Казахстана в Таможенном союзе и ЕЭП и при вступлении в ВТО) факторов.
Принятие в ближайшей перспективе Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора представляется очень важным с точки зрения обеспечения экологической безопасности, а также максимальной эксплуатации сырьевого сектора экономики в соответствие с национальными интересами страны и повышения уровня благосостояния населения Казахстана.
В число рассматриваемых мероприятий также попали те, которые призваны улучшить ситуацию в сфере сельского хозяйства. Очевидно, что положение дел в АПК оставляет желать лучшего. Аналогичное замечание можно сделать и относительно нерационального потребления и использования воды во всех отраслях экономики Казахстана. В свою очередь, все это соответствует показателям неудовлетворительности персональной работы министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, занявшего 3-е место среди 20 самых неэффективных чиновников по результатам «Рейтинга эффективности государственной элиты Казахстана».
Наименее актуальными, на основании оценок
респондентов, являются:
Разработка комплекса мер по привлечению лучших иностранных специалистов для реализации новой экономической политики с обязательным обучением отечественных кадров (4,91)
Принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной Палате, а также делегирование ей части полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, внешнеэкономической деятельности и поддержки малого бизнеса (4,97)
Принятие программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», предусматривающей создание совместных предприятий в регионе и мире (5,4)
Создание международной организации «Зеленый мост» (5,4)
Внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро, малый, средний и крупный бизнес (5,49)
Очевидно, что в данной категории преобладают мероприятия, обусловленные в той или иной степени внешними факторами. При этом меньше всего респонденты видят необходимость в привлечении в Казахстан для участия в процессе развития национальной экономики иностранных специалистов. Судя по всему, присутствие таковых без серьезных системных изменений в управлении экономикой не приведет к существенным положительным результатам.
В данной группе также оказались меры, связанные с предстоящим созданием Национальной палаты предпринимателей. Не исключено, что эта структура может стать дополнительным ограничителем свободы действий субъектов частного предпринимательства. По крайней мере, предполагаемое обязательное членство последних в национальной палате создает именно такие ожидания. В любом случае, без полного устранения административных барьеров и коррупционных механизмов в сфере взаимоотношений государства и бизнеса реализация соответствующего мероприятия не приведет к серьезному социально-экономическому эффекту.
По уровню
реалистичности успешного выполнения среди мероприятий экономического блока Стратегии «Казахстан-2050» лидируют:
Внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро, малый, средний и крупный бизнес (4,91)
Принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной Палате, а также делегирование ей части полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, внешнеэкономической деятельности и поддержки малого бизнеса (4,88)
Упрощение и минимизация налоговой отчетности с поэтапным переходом хозяйствующих субъектов на полный режим электронной отчетности (4,86)
Введение повышенных налоговых ставок на земли, которые не осваиваются в течение определенного периода после их предоставления (4,62)
Передача в частный сектор отдельных государственных предприятий, квазигосударственных компаний и иных организаций нестратегического характера (4,35)
Обеспечение постоянного контроля за уровнем государственного долга страны и квазигосударственного сектора, в том числе за счет снижения бюджетного дефицита относительно ВВП с 2,1% в 2013 году до 1,5% в 2015 году (4,3)
Разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана (4,24)
Примечательно, что в данном перечне присутствуют мероприятия признанные как наиболее, так и наименее актуальными. Это обстоятельство демонстрирует то, что уровень актуальности не является определяющим условием для успешного выполнения соответствующих мер.
При этом здесь преобладают меры, призванные усилить регулирующую роль государства в экономике и особенно в отношении бизнеса. Видимо, именно этот момент и обуславливает ожидания респондентов относительно перспектив их реализации.
Что касается
наименее выполнимых мероприятий, то таковыми были признаны:
Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса (2,77)
Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО (3,23)
Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора (3,26)
Создание условий и предпосылок для активного роста и перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в категорию среднего бизнеса (3,35)
Принятие программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», предусматривающей создание совместных предприятий в регионе и мире (3,41)
Реализация проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы (3,55)
Внедрение с 2020 года практики налогового кредитования (3,66)
Стимулирование развития транзитного потенциала в сфере информационных технологий в целях обеспечения к 2030 году пропуска через Казахстан не менее 2-3% мировых информационных потоков, а к 2050 г. - не менее 5% (3,7)
Обращает на себя внимание, что наибольшие сомнения относительно успешности реализации респонденты испытывают относительно мер, призванных улучшить условия для деятельности и развития частного бизнеса. Такое же отношение проявлено к мероприятиям, чья реализация зависит преимущественно от внешних факторов.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В своем подавляющем большинстве (29 из 31) экономические меры отличаются довольно высокой степенью своей востребованности обществом и государством. Соответственно они были оценены по данному критерию на уровне выше среднего (5-6 баллов). С другой стороны, 19 исследуемых мероприятий по уровню реалистичности успешного выполнения получили оценки ниже 4 баллов. При этом первые позиции среди них занимают те, кто лидирует среди наиболее актуальных мер:
Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса;
Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО;
Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора.
Критичным моментом представляется то, что на максимальную успешность своей реализации претендуют меры фактически регулятивно - ограничительного характера, касающиеся государственного участия в экономике. Тогда как меньше всего, по ожиданиям респондентов, на это могут рассчитывать мероприятия, призванные улучшить условия для развития частного предпринимательства и деятельности его субъектов.
Кроме того, некоторые из исследуемых мероприятий отличаются нечеткой определенностью своего содержания и целей. Например, нет понимания, какой экономический и, что еще более важно, социальный эффект даст Концепция эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора? Представляется, что без обеспечения максимальной прозрачности и общественного контроля в соответствующих сферах данный документ не получит полноценной реализации. То же самое, кстати, касается и предстоящего проведения приватизации отдельных государственных и квазигосударственных предприятий.
Обращает также на себя внимание намерение руководства страны создать на законодательной основе условия для самостоятельного регулирования бизнесом вопросов контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг. Тот факт, что оно получило небольшую оценку относительно своего выполнения (
3,8 баллов), подтверждает низкий уровень добросовестной клиентоориентированности и социальной ответственности значительной части представителей бизнес - сообщества Казахстана по отношению к потребителям своих товаров и услуг. Сомнительно, что, руководствуясь преимущественно стремлением получения прибыли, предприниматели будут реально обеспечивать и гарантировать потенциальным клиентам качество своей продукции. В связи с этим более оптимальным может стать акцент не на расширение соответствующей самостоятельности бизнесменов, а на смену государственного контроля в рассматриваемой сфере общественным контролем.
Подытоживая исследование и учитывая, что в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050» Главой государства провозглашена экономическая политика нового курса, Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» ожидает от правительства республики более ответственного подхода к выполнению соответствующих мероприятий. При этом, заявив ряд серьезных шагов навстречу частному предпринимательству, власти стимулируют его активное участие в реализации данной экономической политики. Однако без вовлечения в этот процесс гражданского общества и его институтов он не будет результативным, особенно с точки зрения социального измерения. Поэтому государству следует также взять на себя роль арбитра и способствовать формированию и развитию гармоничных и партнерских отношений между бизнесом и гражданским обществом.
В целом, именно ответственность, сотрудничество и общественный контроль представляются теми тремя «китами», благодаря которым может и должна осуществляться экономическая политика нового курса.