Не все так плохо, как кажется
Так, вопреки многочисленным апокалиптическим прогнозам о нашей экономике, считает один из самых авторитетных экономистов-аналитиков Казахстана Сабит Хакимжанов, Директор Департамента исследований Halyk Finance. Однако всем казахстанцам придется привыкать жить в пору спада экономики.
Производство
Промышленность выросла на 0,5%. Однако совместный продукт экспортно-ориентированных отраслей добычи и металлургии упал на 0,6%. Это произошло из-за резкого падения спроса на черные металлы и ограниченных мощностей по добыче нефти. Сельское хозяйство сократилось на 17,8% на фоне рекордного урожая 2011 года. Сектор услуг вырос на 10%, оставшись основным драйвером роста. Три растущих сектора: торговля (14,6%), транспорт (7,3%) и бизнес-услуги (10,7%) обеспечили 4,2% роста ВВП. Так что основным фактором роста стало потребление.
Потребление
Анализ показывает, что рост обеспечивали, в основном, потребление домохозяйств и бюджета. Экспорт вырос, но импорт рос быстрее, тормозя рост ВВП. Рост инвестиций оставался низким и финансировался, в основном, за счет собственных средств. Международные инвестиции сократились.
Зато явно заметен рост частного потребления. Потребление выросло в 2012 году в связи с ростом зарплат на 13,5%, особенно в бюджетном секторе, а также за счет роста кредитования домохозяйств на 39,6%. Потребление прибавило 1320 млрд. тенге; фонды оплаты труда предприятий - 592 млрд. тенге. Кредит домохозяйствам выросли на 427 млрд. тенге, депозиты домохозяйств прибавили 648 млрд. тенге.
Внутреннее потребление обеспечило рост услуг связи (+9,6%), услуг по проживанию и питанию (+13,3%), развлечений и отдыха (+15,3%), пассажирооборота (+12,2%).
Дефицит платежного баланса в 2,7млрд. долларов не так плох, как кажется. Платежный баланс не учитывает покупок золота. Нацбанк Казахстана купил золота на 1,8 млрд. долларов, в результате золотовалютные резервы снизились всего на 1 млрд. долларов - до 28,3 млрд. долларов. Произошел рост «ошибок и пропусков». Платежный баланс также не учитывает увеличения НФ на 14,1 млрд. долларов - до 57,8 млрд.долларов. В такой ситуации ухудшение внешних счетов не катастрофично.
Отток капитала замедлился.
Дефицит финансового счет снизился до 1,8 млрд. долларов, за счет роста притока капитала в реальный сектор и замедления оттока из банковского. ПИИ составили 12,4 млрд. долларов, рост на 39% за счет снижения оттока. Приток заемного капитала в реальный сектор превысил 5 млрд.долларов. Отток по портфельным вложениям 17,7 млрд. долларов был связан с увеличением международного портфеля Национального фонда.
Текущий счет ухудшился, но остался в плюсе.
Ухудшение текущего счета до 7,7 млрд. долларов произошло в результате того, что выплаты росли быстрее (+11,1%), чем поступления (+4,9%). Товарный экспорт рос благодаря объемам (+11%), несмотря на снижение цен (-5%). Товарный импорт вырос благодаря потребительскому и инвестиционному спросу, несмотря на падение цен (-33%).
Международная инвестиционная позиция страны осталась без изменений.
Активы Национального Фонда выросли на 14,1 млрд. долларов, до 57,8 млрд. долларов, создавая «подушку безопасности» от возможных внешних шоков. Активы Нацфонда не будут использоваться для долгосрочного фондирования банков. Внешний долг банков продолжает снижаться (-1,0 млрд. долларов за год). С другой стороны - внешний долг реального сектора продолжает расти.
Ужесточение фискальной политики.
План налоговых сборов на 2013 год был чрезмерно оптимистичным. В мае он был снижен на 495 млрд. тенге (1,4 %ВВП) до 5825 млрд. тенге. В апреле была повышена экспортная пошлина на сырую нефть с 40 до 60 долларов за баррель, что принесет госбюджету порядка 120 млрд. тенге. (0,4% ВВП) дополнительных отчислений в 2013 году и 190 млрд. тенге (0,5% ВВП) в 2014 году. Трансферты из НФ оставлены на максимальном уровне, допустимом текущим законодательством, в 1 380 млрд. тенгев год, или 9,2 млрд.долларов.
Бюджетные расходы замедлятся чуть больше, чем было намечено по плану. Основные причины этого:
— Более медленный рост заработной платы в бюджетном секторе
— Снижение расходов по многим статьям расходов, например, ЖКХ (-0,8%), сельское хозяйство (0,6%),
транспорт и коммуникации(-0,1%). Не будет роста расходов на образование (0,1%).
— Ввод понятия «условно-финансируемых» статей расходов (будут урезаны при невыполнении плана по доходам). Объем «у-ф» расходов на 2013 год составляет 200 млрд. тенге, в основном это инвестиции в инфраструктурные проекты.
— Сальдо по финансовым активам – сокращение планов покупки активов на 286 млрд. тенге (планы продажи долей в банках не отражены).
— Ненефтяной дефицит будет снижаться медленнее, чем общий дефицит
Денежно-кредитная политика: усиление мандата
Усиление мандата не принесет кардинальных изменений в монетарной политике. Ожидается усиление мандата НБК, в частности, для контроля инфляции и стимулирования кредитования экономики. Однако кардинальных перемен в монетарной политике не ожидается, так как данные шаги не сопровождались мерами по усилению независимости и заявлениями о необходимости более гибкого обменного курса. НБК продал 2,7 млрд. долларов США из валютных резервов для поддержания курса. Подразумеваемые ставки NDF по годичным контрактам остаются на уровне 3,5%. Можно ожидать, что влияние на курс будет сохраняться, ввиду дальнейшего ухудшения торгового счета и снижения иностранных инвестиций.
Прирост денежной базы останется ограниченным. Неполная стерилизация интервенций НБК на валютном рынке привела к сжатию денежной базы в 2012 году. Недостаток нот НБК в обращении, ограничивает возможности НБК по стерилизации интервенций в будущем, что будет дальше оказывать влияние на умеренный прирост денежной базы.
На рынке ликвидности сохраняются низкие ставки, однако возможен их рост. Низкие ставки на рынке
ликвидности на данный момент поддерживаются смещением спроса игроков в сторону коротких бумаг и прочих инструментов рынка ликвидности, на фоне неопределенности в преддверии объединения пенсионных фондов. Однако после объединения вероятен рост ставок.
Политика обменного курса: больше гибкости?
Усиление мандата на сдерживание инфляции делает политику сильного тенге более убедительной. Нацбанк демонстрирует готовность к сжатию денежной базы и повышению ставок на денежном рынке. Такая готовность - необходимое условие убедительности политики по защите курса.
Фискальное ужесточение.
Замедление роста расходов с 21-23% в 2010-11 году до 13% в 2012 году, 5% в 2013-2014 годы. Платежный баланс также не так плох, как кажется. Дефицит 2,7 млрд. долларов на 1,8 млрд. долларов, в сущности, «виртуальный», так как золотовалютные резервы снизились всего на 1 млрд.долларов. НБК купил 33 тонны золота на 1,8 млрд. долларов, в 2013 году купит еще 25-30 тонн золота. Золото в таких сделках принято считать товаром, а не финансовым активом.
После реструктуризации, рекапитализации и формирования провизий банковская система более устойчива и лучше способна выдерживать высокие ставки длительное время. В 2008 году убедительность режима страдала во-многом из-за слабости банков. Однако остается вопрос: смогут ли изменившиеся ожидания рынка, ужесточение фискальной политики, улучшение банковской системы перебороть страх плавающего курса?
Улучшения в банковском секторе
Наблюдалось дальнейшее восстановление кредитования, в особенности потребительского. Банковский кредит (без учета БТА и Альянс-банка) в 2012 году вырос на 17%, впервые с начала кризиса опередив номинальный ВВП (+10%).
Потребительское кредитование (+40%) стало более привлекательным для банков благодаря:
— лучшему соответствию по срочности
— росту доходов домохозяйств и их подтвердившейся способности погашать долги в неблагоприятных экономических условиях.
Корпоративные займы выросли на 10%, отставая от розничного кредитования вследствие:
— нехватки « длинных» денег в местной валюте
— сохраняющейся уязвимости балансов некоторых корпоративных заемщиков.
Сейчас можно ожидать рост кредитов в 2013 году на уровне 15%, приблизительно так же, как и рост номинального ВВП.
Качество активов перестало ухудшаться. Показатели качества активов банковского сектора, такие как доля плохих займов, стабилизировались. Можно ожидать дальнейшего медленного улучшения этих показателей в среднесрочной перспективе. Этому будет способствовать участие в механизмах, разработанных регулятором для очистки банками своих балансов и реструктуризации плохих займов.
Доходность на капитал выросла с 3,5% в 2011 году до 8,3% в 2012 году. Процентная маржа банков начала расти, благодаря постепенному удешевлению фондирования и медленному росту ставок по розничным займам, а также стабилизации ставок по корпоративным займам. Наряду со снижением темпов провизирования, это обеспечило рост прибыльности банков
Но сохраняются определенные проблемы
Проблемы фондирования остаются основным препятствием для кредитования. Стоимость внешнего фондирования остается высокой. Спрэд по суверенному CDS Казахстана снизился на 67,8 базисных пунктов. Несмотря на то, что спрэд по суверенным CDS Казахстана ненамного выше российского, спрэд для двух крупнейших казахстанских банков (Халык и Казком) заметно выше, чем для российских.
Спрос на депозиты остается низким. Депозиты заняли место внешнего долга на балансе банков, но оказались не в состоянии заменить его, как источник долгосрочного фондирования. Однако депозиты являются дорогим источником фондирования, часто имеют высокую концентрацию, короткий срок погашения, и могут легко уйти из банка.
Ожидается небольшое снижение комиссионных доходов банков. После объединения частных пенсионных фондов в Единый пенсионный фонд под контролем НБК, комиссионные доходы банков, вероятно, снизятся после того, как принадлежащие или контролируемые ими пенсионные фонды будут ликвидированы. Пенсионные активы традиционно играли относительно незначительную роль в фондировании банков, в основном из-за регулирования пенсионных фондов. Объединение пенсионных фондов, скорее всего, не изменит ситуацию.
Существенную роль играет повышение концентрации на банковском рынке. Если государственная доля в БТА, Альянс Банке и Темирбанке до конца года будет распродана внутренним игрокам, в обмен на пенсионные фонды, уровень концентрации в банковском секторе резко возрастет. В частности, доля крупнейших двух банков увеличится с текущих 35% до 46%активов всего сектора. Оставшаяся доля (6%) будет распределена между другими частными банками.
Инвестиционный климат Казахстана улучшается.
В 2012 году Казахстан значительно улучшил условия ведения бизнеса по рейтингу Всемирного Банка «Doing Business 2013». Казахстан поднялся на 7 позиций, до 49 места, опередив Китай, Турцию, Польшу и Россию. В рейтинге Всемирного Экономического форму позиция Казахстана улучшилась с 72 до 51 места.
Особенно на улучшение позиции Казахстана повлияли:
— Восстановление макроэкономики (с 5,9 в 2011 – 2012 до 6,1 в 2012 - 2013)
— Улучшение инфраструктуры (с 3,7 до 4,0)
— Улучшение обеспеченности технологиями (с 3,4 до 4,2)
— Резкое улучшение в институциональном развитии (с 3,5 до 4,0)
По остальным индикаторам, Казахстан не показал особых улучшений, показывая снижение по
некоторым из них.
В сравнении с Россией, Казахстан выигрывает по ряду позиций (институты, макроэкономика, образование и здравоохранение, эффективность товарных рынков и рынка труда). Однако, существует необходимость в наращивании объема рынка и поддержании развития инфраструктуры, высшего образования, финансового рынка и технологий, более фундаментальных и долгосрочных показателей.