Fitch: несмотря на замедление экономики Казахстана, сильные стороны кредитоспособности сохраняются
На экономическом форуме в Астане прогнозируют углубление мирового экономического кризиса, а международные аналитики - рост экономики Казахстана.
В Лондоне на днях международное агентство Fitch Ratings опубликовало новый отчет, в котором отмечает, что сильные стороны кредитоспособности Казахстана сохраняются, несмотря на замедление экономики страны. Казахстан имеет долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной валюте «BBB+» и долгосрочный РДЭ в национальной валюте «A-». Прогноз по рейтингам – «Стабильный».
После роста реального ВВП на 4,6% в 1 квартале, агентство ожидает, что рост экономики составит 5% в 2013 г. и 5,5% в 2014 г. Темпы роста были бы ниже, если бы не прогнозируемый подъем в сельскохозяйственном секторе и начало добычи нефти на Кашаганском месторождении в сентябре, что, вероятно, добавит 0,5 п.п. ВВП.
Fitch по-прежнему ожидает, что в среднесрочной перспективе темпы роста в Казахстане будут опережать медианные уровни для стран с рейтингом в категории «BBB», что отчасти будет обусловлено более высокими объемами экспорта сырьевых товаров. Однако темпы роста не вернутся к высоким докризисным показателям, поскольку рост инвестиций приближается к медианному уровню для рейтинговой категории «BBB» в 24% ВВП по сравнению со средним уровнем 31% в 2006-2010 гг.
Такое замедление лишь частично объясняется слабым внешним спросом. Идет замедление потребления, которое является движущей силой экономического роста с 2011 г., так как темпы роста реальной заработной платы сократились до 1,2% в апреле. Национальный банк Республики Казахстан («НБРК») снизил процентные ставки до 5,5% в 2012 г. в ответ на уменьшение инфляции, и пока что отмечается ограниченное воздействие такого шага на темпы роста кредитования. В настоящее время темпы инфляции повышаются, но должны остаться в пределах целевого диапазона НБРК в 6-8%.
Государство принимает меры с учетом ослабления роста доходов, госфинансы остаются позитивным фактором
Fitch рассматривает государственные финансы Казахстана как позитивный фактор для кредитоспособности, с учетом низкого госдолга (лишь 12% ВВП) и государственных активов, не относящихся к резервам, в Национальном фонде Республики Казахстан («НФРК»), которые составляют 30% ВВП и увеличиваются. Эти факторы обеспечивают достаточную финансовую гибкость и сглаживают зависимость от волатильных нефтяных доходов.
В то же время, в апреле правительство сообщило о более низких бюджетных доходах, ввиду снижения цен на сырьевые товары. В настоящее время идет пересмотр бюджета на 2013 г. с сокращением расходов на 0,4 п.п. ВВП и повышением прогноза дефицита госбюджета на 0,3 п.п. ВВП до 2,5% ВВП. Начиная с 1 мая была увеличена пошлина на экспорт нефти (которая распространяется на основную часть экспорта нефти) на 20 долл. за тонну, что позволит пополнить доходы, как прогнозируется, на 0,4% ВВП в 2013 г. и 0,6% ВВП в 2014 г.
Новый механизм непредвиденных расходов, введенный в прошлом году, позволяет правительству замораживать расходы на сумму 200 млрд. тенге (4% всех расходов), если доходы бюджета оказываются ниже прогнозных уровней. При этом обеспечивается защита социальных расходов. Что касается заимствований, недавно Министр финансов страны заявил, что Казахстан вернется на рынок еврооблигаций во второй половине 2013 г. для финансирования дефицита госбюджета и определения ориентира для эмитентов из числа государственных компаний. Долг госпредприятий составлял 21 млрд. долл. (10% ВВП) в конце 2012 г., и наибольшая часть этого долга приходилась на нефтяную компанию КазМунайГаз. КазМунайГаз выпустила еврооблигации на 3 млрд. долл. в апреле, чтобы покрыть крупные потребности в финансировании, в том числе на разработку нефтяных месторождений и модернизацию НПЗ.
Исходя из допущения Fitch по цене на нефть в 105 долл./барр. в 2013 г., общий консолидированный госбюджет, включая НФРК, будет иметь профициты и обеспечит рост суверенных активов. По оценкам агентства, цена на нефть, при которой будет достигнута сбалансированность бюджета (когда будет поступать достаточно нефтяных доходов для финансирования трансфертов из НФРК в бюджет и покрытия дефицита госбюджета), равна 86 долл./барр.
Очевидно, правительство страны нацелено на накопление активов в НФРК (куда поступает большинство нефтяных доходов) и соблюдение номинального ограничения в 1 350 млрд. тенге (9 млрд. долл.) по переводу средств из НФРК в бюджет.
Банковская система по-прежнему является слабым элементом экономики
Банковская система остается слабой стороной для суверенной кредитоспособности, хотя условные обязательства, которые она представляет, сократились ввиду реструктуризации внешнего долга сектора и уменьшения его размера относительно ВВП. Рост банковского кредитования составляет лишь 5% в реальном выражении, почти через шесть лет после начала банковского кризиса, что ниже уровня в большинстве сопоставимых стран. И даже этот рост частично обусловлен передачей субсидируемого государственного кредитования через коммерческие банки.
Власти несколько продвинулись вперед с оказанием помощи банкам по расчистке балансов, но проблемные кредиты все еще равны 30% всех кредитов. Фонд проблемных активов, созданный НБРК в июле 2012 г., пока не оказал заметного влияния. Правовая система по-прежнему делает сложным для банков арест залогового обеспечения. Государство собирается продать доли в трех банках, которым была оказана помощь в период кризиса – БТА, Темiрбанке и Альянс Банке – к концу 2013 г., что может оказаться амбициозным сроком.
Слияние частных пенсионных фондов в единый пенсионный фонд под государственным управлением, как предлагается законодательством, может мобилизовать сбережения для развития и снизить расходы, однако может сказаться на развитии местного рынка капитала.
Профицит счета текущих операций сокращается
Профицит счета текущих операций у Казахстана снижается ввиду стагнации доходов от экспорта сырьевых товаров (с начала года по настоящее время цены на нефть на 7% ниже, чем в январе-мае 2012 г., а экспортные доходы на 5% ниже относительно аналогичного периода предыдущего года) и роста импорта потребительских товаров. Профицит счета текущих операций продолжит уменьшаться в 2013-2014 гг., поскольку Fitch ожидает дальнейшего снижения средних цен на нефть, что будет частично нивелировать позитивное воздействие от добычи на Кашаганском месторождении.
Прямые иностранные инвестиции увеличились до 14 млрд. долл. (7% ВВП) и, вероятно, останутся на высоких уровнях. В то же время отток капитала (включая ошибки и пропуски и сбережения государства в НФРК) оставался высоким даже на фоне снижения профицита счета текущих операций. Это может отражать бегство капитала или спрос на иностранную валюту для внутреннего использования. Валютные резервы сократились на 12% в 2012 г. до 22 млрд. долл., хотя НБРК также прибрел золото на 1,8 млрд. долл.
Казахстан близок к тому, чтобы стать внешним нетто-кредитором, поскольку растущие суверенные активы опережают внешние заимствования частного сектора. В то же время внешний долг частного сектора (включая внутрикорпоративный долг инвесторов в нефтяную отрасль), вероятно, будет расти более быстрыми темпами в 2013-2014 гг., теперь, когда долг банковского сектора более не снижается.
Структурные факторы являются слабой стороной, но реформы идут
Структурные факторы – слабая сторона Казахстана в сравнении с сопоставимыми суверенными эмитентами. В то время, как деловая среда улучшается и власти стремятся модернизировать госуправление и экономику, сохраняются высокая нефтяная зависимость и слабое качество управления. Серьезное и продолжительное снижение цен на нефть является самым значительным негативным риском для рейтингов.
Президент Нурсултан Назарбаев имеет уверенные и, в значительной степени - неоспоримые позиции, выиграв выборы на четвертый срок в апреле 2011 г., вслед за которыми в январе 2012 г. прошли парламентские выборы. Однако это не разрешило долгосрочный вопрос преемственности. Некоторая социальная напряженность проявилась в 2011-2012 гг. В случае внутреннего или регионального политического шока, который оказал бы существенное отрицательное воздействие на экономику или бюджетные перспективы, возможно негативное давление на рейтинг.