50 компаний с наилучшей репутацией
Раушан Бостанова
Exclusive составил рейтинг репутаций компаний на основе семилетних собственных исследований. На первом месте — Казкоммерцбанк. Эта структура занимала лидирующие позиции в течение всего периода исследований, на два пункта снизив свои позиции в кризисном для всего финансового сектора 2010-м. Казахтелеком, занявший вторую строку рейтинга, значительно продвинулся в развитии и внедрении телекоммуникационных технологий в сравнении с 2004-м. Помимо социальных обязательств по обеспечению связью всего населения страны компания развивает новые бренды и улучшает качество связи. В сегменте розничного ретейла лидером остается Ramstore. Далеко не все его конкуренты смогли пережить жесткую конкуренцию — за это время в стране появились и успели исчезнуть Gros, Пятерочка, SM-market, 7-я, Ардагер и другие. Ramstore сумел не растерять клиентов и поставщиков и значительно расширил свое присутствие. Лидер строительного сегмента Базис-А в кризисные годы в рейтинг не входил. Тем не менее качество строительства и приверженность клиентов в период строительного бума повлияла на позиции в сводном рейтинге. Пятерку лидеров замыкает оператор связи GSM-Kazakhstan. Эта компания не только внедрила новые стандарты связи и снизила тарифы. Также на ее счету — множество спонсорских проектов, в том числе зимняя Азиада. Шведская Teliasonera в конце прошлого года заключила соглашение с АО «Казахтелеком» о приобретении доли в 49% в ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком». Сумма сделки составила $1,519 млрд. Как ожидается, сделка будет завершена в течение первого квартала 2012 года после одобрения регулирующих органов. Репутация складывается на основе совокупности информации о том, каким образом и какими методами строит свое поведение предпринимательская структура в определенных ситуациях. Если благоприятный имидж привлекает новых партнеров и потребителей, то создаваемая годами репутация заставляет их оставаться верными однажды сделанному выбору. Репутация косвенно гарантирует, что организация «не подведёт». Невозможно нравится всем. Это утверждение справедливо и для компании. Нельзя создать универсальную репутацию, которая бы устраивала все социальные группы. Многие ошибочно считают, что формирование деловой репутации необходимо только крупным холдингам. В среднем и малом бизнесе ее значение снижается — не всегда в этом действует жесткая конкуренция, хотя справедливости ради стоит отметить — за прошедший год благодаря Таможенному союзу позиции отечественных производителей пошатнулись. С вхождением в ВТО это станет еще более ощутимо. В Казахстан приходят зарубежные игроки, не говоря уже о российских компаниях, которые развивают свои региональные сети. В таких условиях выжить помогают только долгосрочные конкурентные преимущества, одним из которых и является деловая репутация. Хорошая репутация обеспечивает компании устойчивую позицию на рынке и может облегчить решение стратегических задач по ее развитию. Ведущий мировой эксперт в области формирования репутаций Грэм Даулинг выделил четыре группы, для которых нужно и важно создавать репутацию: 1. Нормативные группы устанавливают законы и правила, по которым должен создаваться и существовать бизнес. Сюда можно отнести органы власти, правительственные учреждения, общественные организации, профессиональные объединения. 2. Функциональные группы напрямую влияют на деятельность компании, способствуют ее развитию, участвуют в обслуживании клиентов и реализации товаров. С представителями этой аудитории приходится сталкиваться каждый день. К ней относятся поставщики, дилеры, розница, рекламные агентства, юридические фирмы, собственные сотрудники и пр. Репутация в бизнесе очень сильно зависит от представителей этих групп. 3. Диффузные группы появляются, когда необходима защита чьих-либо прав. Представители этой группы заботятся о социально незащищенных гражданах, об окружающей среде, свободе информации, о равных возможностях для трудоустройства и др. Диффузные группы представляют интересы очень широких социальных слоев. Среди них может оказаться большое количество ваших клиентов. Поэтому грамотное формирование деловой репутации для этой группы может существенно повлиять на привлечение к компании новых и постоянных потребителей. 4. Потребители — чуть ли не самая важная целевая аудитория, роль репутации для их привлечения очень велика. Маркетологи утверждают, что делая покупку, клиент удовлетворяет свои потребности и решает какие-то свои проблемы. Потребители – это неоднородная группа, различные их типы по-разному решают свои проблемы. Поэтому компания должна знать запросы своего клиента лучше, чем он сам. При этом для каждого типа покупателя формируется своя социальная репутация. Часто на покупку влияют только эмоции, а хорошая репутация вызывает положительные эмоции и, следовательно, стимулирует покупку. Например, люди покупают сок или стиральную машину, потому что верят производителю этого товара, или покупают в подарок вещь известной марки, чтобы подчеркнуть свою осведомленность о модных трендах, желая угодить близким и т.п.