Кто выиграет от продажи «Жилстройсбербанка»?
Ряд депутатов парламента задаются риторическими вопросами относительно продажи доли ЖССБ неизвестному инвестору. Правительство за счет разгосударствления хочет пополнить Нацфонд.
Новостные сайты передают, что депутаты парламента сомневаются в эффективности и целесообразности продажи ипотечного лидера – «Жилстройсбербанка». Как известно, специализированный банк со 100-процентным участием государства включен в основной список плана приватизации.
В частности, депутат Шарапаев заявил: «Люди поверили в серьезнейший, системообразующий проект государства, довольно привлекательные условия, процентная ставка составляет четыре процента. Скорее всего, банк будет участвовать в новой инициативе «7- 20-25». Какова основная цель приватизации объекта, что будет с льготными ставками приватизации банка? Сохранит ли банк свое участие в госпрограммах жилья и, если придет новый инвестор, не отменит ли он выплату существующих премий вкладчиков банка, снижающих стоимость ипотеки?».
Депутат Омархан Оксикбаев эмоционально говорит: «Сейчас они объясняют, что стратегического партнера приведут. Что мы выиграем? Если этот партнер придет стратегический, он же будет свои условия диктовать, у него свои правила будут. Какие правила будут, что мы ему разрешаем? Что мы теряем, что находим? Никто конкретно ничего не говорит. Какие правила, какие результаты? Можете вы сказать, в конце концов? Вы же все обтекаемо говорите, народ ни хрена ничего не поймет из ваших объяснений».
По мнению заместителя председателя правления холдинга «Байтерек» Галымжана Таджиякова, переживать еще рано. «Приватизируемая доля миноритарная. Контроль останется за государством. Банк регулируется законом «О жилищно-строительных сбережениях», все выплаты по премиям и льготные ставки останутся на своем месте. От приватизации мы ожидаем стратегического партнера, который даст свои ноу-хау», – цитируют журналисты Таджиякова.
Парламентария Владимира Божко интересует следующий момент: «Что мы выиграем? Если инвестор заплатит за 49 процентов, деньги уйдут в Нацфонд. Но он же должен как-то отбивать, эти деньги? Ответьте, пожалуйста, порядок возврата инвестиционных вложений, которые сделает стратегический инвестор в уставную долю капитала банка?».
По словам Таджиякова, «данный порядок еще с инвесторами не обговаривался, так как инвесторов мы еще не определили, планируем, что финального инвестора мы определим уже к середине этого года, получим от них финальное предложение, дальнейшая детализация по этому предложению будет оговариваться».
В свою очередь министр национальной экономики Тимур Сулейменов повторил: «Мы не хотим звучать обтекаемо. Первое – все льготные условия «Жилстройсбербанка» будут сохранены. Второе – участие «Жилстройсбербанка» в программах «Нурлы жер» и, возможно, «7-20-25» будет сохранено и прописано. Если не хочет инвестор, значит, мы его не продадим. И третье – государственная премия 20 процентов от ежегодного накопления будет сохранена. Если мы найдем такого стратегического инвестора, который соблюдая все эти условия, захочет прийти и достаточно в эффективный инструмент вложиться, значит мы продадим. Если не сможем, тогда будем смотреть дальше».
Иллюстрация из открытых источников.