The Financial Times: дележка Каспия
Авторитетная деловая газета пишет, что «компромиссная» каспийская конвенция в известной степени учитывает политические интересы северного соседа Казахстана.
Как известно, после двух с лишним десятков лет Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан договорились в Актау о принципах разделения Каспийского моря.
По мнению журналистов FT, Москва пошла на каспийскую сделку, руководствуясь новым витком противостояния между США и Ираном, а также для того, чтобы контролировать действия своих партнеров по Центральной Азии.
Это, например, касается проекта транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, который позволил бы серьезно снизить роль России на европейском газовом рынке, а, значит, ударить по ее главным экономическим и геополитическим интересам.
Конвенция также бьет по стремлениям США и Китая нарастить присутствие и влияние в регионе. Самое важное – Кремль получил запрет на всякое военное присутствие на Каспии стран, которые находятся вне «Актауского договора». Таким образом, запрет на военное присутствие третьих стран документально блокирует попытки НАТО, Китая углубить отношения с каспийскими странами, пишет FT.
«Россия была основной движущей силой этого раздела. Остается узнать, чем пожертвовала Москва. С точки зрения безопасности она выиграла», – считают западные аналитики. Что касается непосредственно раздела, то тут важно, как будут работать на практике именно двусторонние соглашения прикаспийских государств.
Иллюстрация из открытых источников.