НСОД: что говорили
Exclusive.kz собрал самые яркие, острые и неоднозначные фрагменты выступлений, которые прозвучали сегодня на заседании Национального совета общественного доверия (НСОД) в Нур-Султане.
Рахим Ошакбаев: Необходимость модернизации всей пенсионной системы – это такой слон в комнате, который мы, экономисты, не можем игнорировать.
Мы декларируем трёхуровневую систему – солидарная и базовая из бюджета, обязательные накопительные и добровольные отчисления.
Планировалось, что второй уровень ЕНПФ в перспективе заменит солидарную и снизит нагрузку на бюджет. Однако 92% пенсий по-прежнему выплачивается из бюджета.
За время существования ЕНПФ (2013-2018 гг.) накопленная инвестиционная доходность составила 56,1%, а накопленная инфляция – 56,5%. Если же мы берём реальную покупательскую способность, то с учётом девальвации тенге в 2,5 раза наши деньги потрясающе обесценились.
Регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего порядка 2,5 млн. человек при более чем 8 млн. занятых. При этом 63% из них показывают зарплату меньше, чем минимальная зарплата – 42,5 тысячи.
Очень низкий уровень накоплений. 6,6 млн. казахстанцев имеют накопления до 1 млн. тенге, а свыше 5 млн. тенге – только у 282 тысяч человек.
Использовать свои накопления на образование и жильё, согласно вашей инициативе, скорее всего, смогут всего 95 тысяч человек, которые имеют более 8 млн. для мужчин и 10 млн. для женщин.
Мухтар Тайжан: Еще одна тема – земельный вопрос. В своем послании вы заострили внимание на том, что земля не продается иностранцам. У народа пожелание – чтобы даже в аренду не давать землю.
Айдос Сарым: Между ветвями власти надо уровнять систему противовесов.
Законы, вызывающие недовольство граждан:
– закон о митингах;
– о политических партиях;
– о СМИ;
– о выборах;
– о Парламенте и статусе депутатов.
Казыбек Иса: Сохранение нации начинается с её языка. Мы должны принять закон о государственном языке.
90% наших книг на русском языке, 50% из них – иностранная литература.
Мы должны защищать национальное самосознание.
Саясат Нурбек: И такой ключевой момент, который мы хотели бы отметить – трудовая бедность. Получается, если взять зарплаты водителя и врача, разлёт между ними не более 20%. В США это 261%, в Германии – 174%, в Бразилии – 172%.
Мотивации и стимулирования на более высококвалифицированные, более высокооплачиваемые профессии у нас не наблюдается. Это очень серьёзная проблема.
Айман Омарова: Я хотела бы остановиться на двух статьях, которые сегодня очень важны. Это 130 статья УК РК – "Клевета". Сейчас говорят, что, возможно, что часть 1 статьи декриминализируют, но это неправильно. Это большая проблема. Нужно декриминализировать полностью эту статью. Не должно быть этой статьи.
По этой статье привлекаются в основном журналисты. Достаточно гражданской ответственности.
Сейчас есть 13 журналистов, права которых я защищаю.
Их били, материли сотрудники полиции. Не должно быть такого. Это очень негативно влияет наш имидж страны.
И знаменитая статья 174 УК РК. Что такое статья 174? Если это было разжигание социальной, расовой, религиозной розни, то сейчас даже стыдно говорить – возбуждение религиозной, расовой и так далее розней. Никто не понимает, кто когда возбудился и почему, но сроки дают больше пяти лет и выше.
Я очень прошу, чтобы вы обратили на эти статьи внимание.
Жанибек Кожык: Если зарплаты хватает на жизнь, то не будет никаких протестов... Например, Тенгиз Шевройл, где работает 50 тысяч человек, 10 тысяч которых иностранцы. Это простые рабочие. У нас самих такие есть.
Ермек Турсунов: За эти годы что было построено? Сколько ТРЦ, базаров, ресторанов и мечетей. Значит, наш человек хочет быстро заработать, спустить на той и поблагодарить Аллаха. Как так произошло?
У нас нет ни одного Нобелевского или Пулитцеровского лауреата. Может, они и есть, но в мире о них не знают. Успех Димаша или Тимура Бекмамбетова – это случайность. Их не признают на родине. Чиновники пристраиваются к их успеху.
Ораз Джандосов: Одно из моих предложений – вернуть назад налоговые доходы страны от этих или иных (имеются в виду другие полезные ископаемые – ред.) сырьевых ресурсов в Нацфонд. Это решает две задачи: во-первых, уменьшает общую волатильность доходов, это одна из целей Нацфонда и более четко дает представление о сырьевом и несырьевом характере нашей экономики и целях диверсификации, это нужно точно знать и мониторить.
Сейдахмет Куттыкадам: 30 лет я работал в СМИ, 8 лет назад сказал, что самый-самый кандидат – это Токаев. Он пришёл к власти. Сейчас в стране много проблем, много критики. Его опыт позволит всё преодолеть.
фото с сайта akorda.kz