В Казахстане стремительно стареет автопарк
На тысячу казахстанцев приходится всего 190 машин, тогда как в России и Беларуси – 340.
В Казахстане в геометрической прогрессии стареет автопарк - пишет Azattyq Rýhy. По информации республиканского Союза предприятий автомобильной отрасли, за 11 месяцев этого года жители страны поставили на учет 1 миллион 200 тысяч машин и почти все – 1 миллион 90 тысяч – б/у.
Причем почти половине этих машин более 20 лет. А среди первично зарегистрированных машин 16 тысяч приходится на армянский и российский транспорт тоже далеко не первой свежести.
Автопарк перестал обновляться с 2016 года, когда в стране ввели утилизационный сбор. Пошлина начинается от 1 389 000 тенге до нескольких миллионов. Кроме того, при импорте автомобилей старше 3 лет имеется требование по оплате регистрационного сбора в размере 1 389 000 тенге.
И если еще 5 лет назад доля 10-летних авто составляла 59%, то спустя три года этот показатель вырос до 65%. В 2020-м году, возможно, составит уже 70%.
Мы по сути откатились назад – несмотря на заверения о стремительном развитии отечественного автопрома и все громогласные заверения о заботе об экологии – констатируют эксперты.
Получилось так, что доступность авто возрастом до 3 лет из-за рубежа за 3-4 миллиона тенге сведена под ноль, так называемый средний класс вынужден покупать новые машины за 12-15 миллионов тенге, а остальным приходится приобретать подорожавшие б/у на внутреннем рынке либо ездить на авто с армянскими или российскими номерами.
«Из-за сборов цены на автомобили в Казахстане в 1.5-2 раза выше, чем в других странах. Мы провели сравнительный анализ цен на автомобили Казахстана и Грузии. Разница в цене существенная!», – констатирует председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров.
К примеру, Hyundai Elantra с пробегом стоит в Казахстане минимум 9.6 тысяч долларов. Аналогичную модель уже в Грузии можно купить в два раза дешевле – за 4.7 тысяч долларов. И так по всем маркам и моделям, если судить по данным, полученным нами от Союза независимого автобизнеса.
По мнению главы Союза независимого автобизнеса, если ставки по сборам не будут снижены, то цены на подержанные автомобили продолжат расти. А ценники на новый транспорт тоже поползут вверх из-за роста курса доллара, ведь запчасти в Казахстане не производятся.
фото kolesa.kz