Авиакатастрофа «Бек Эйр»: никто не наказан
Год прошел с момента крушения самолета авиакомпании «Бек Эйр» в Алматы, а до сих пор не названы виновные в гибели 13 человек.
27 декабря 2019 потерпел крушение самолёт Fokker 100, принадлежащий «Bek Air». Из находившихся на его борту 98 человек (93 пассажира и 5 членов экипажа), погибли 13 человек.
Председатель палаты юридических консультантов «Юстус» Жанетта Бегахметова представляет интересы 16 потерпевших при крушении, которые добиваются компенсаций от авиакомпании и привлечения виновных к ответственности – пишет Радио Азаттык.
«Виновные должны в любом случае понести наказание. Люди потеряли родных, получили не только физические увечья, но и морально пострадали. Пока еще рано судить о том, почему спустя год никто так и не оказался на скамье подсудимых. Уголовное расследование еще не прекращено. Думаю, полиция выявит того, кто действительно причастен к этой авиакатастрофе. Есть презумпция невиновности. Сейчас требовать от руководства авиакомпании какой-либо компенсации преждевременно», — прокомментировала ситуацию Жанетта Бегахметова.
«Досудебное расследование по факту авиакатастрофы продолжается. В настоящее время ожидаются ответы из зарубежных стран на ранее направленные поручения об оказании правовой помощи. Иная информация касательно обстоятельств расследования разглашению не подлежит», — сообщили в пресс-службе МВД Казахстана в ответ на запрос Азаттыка.
Комиссия по расследованию авиакатастрофы при министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) также продолжает расследование причин авиапроисшествия.
«В связи со всемирной пандемией и введением локдауна до настоящего времени комиссией не получены окончательный/утвержденный отчёт по результатам считывания и расшифровки бортовых самописцев, и другие исследования авиационной техники», —говорится в сообщении пресс-службы МИИР.
Комиссия продолжает рассматривать две версии произошедшего: воздействие внешних факторов (метеоусловия — сдвиг ветра либо спутная струя, обледенение самолета) и человеческий фактор.
В ведомстве отметили, что в расследовании участвуют представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Бюро по расследованию авиационных происшествий из Нидерландов, а также компании Fokker.
В январе 2020 года, спустя менее двух недель после трагедии, правительственная комиссия во главе с заместителем премьер-министра Казахстана Романом Скляром заявила, что «основной версией случившейся катастрофы является обледенение воздушного судна».
Руководство авиакомпании Bek Air, деятельность которой после катастрофы приостановлена на неопределенный срок, спустя три дня после случившегося называло возможной причиной падения самолета «спутный след» от другого, более тяжелого дальнемагистрального самолета, взлетевшего перед Fokker.
Сотни казахстанцев, купивших билеты у авиакомпании до катастрофы и приостановления ее деятельности, до сих пор пытаются вернуть деньги. Они объединяются в соцсетях и мессенджерах. Пишут письма президенту.
В пресс-службе комитета по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции сообщили, что ведомство трижды представляло в суде интересы 1 646 пассажиров, выкупивших авиабилеты на сумму 101,5 миллиона тенге.
«Первые три иска были удовлетворены судом на сумму 96,3 миллиона тенге. Четвёртый иск в настоящее время находится на рассмотрении», — сообщила Азаттыку представитель пресс-службы комитета Мадина Ахметова. Дальше, по ее словам, люди с этими решениями должны обращаться к частным судебным исполнителям для взыскания денег с авиакомпании.
Однако, люди свои деньги так и не получили.
20 декабря инициативная группа опубликовала в фейсбуке обращение к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву с просьбой.
«Мы категорически не согласны с данной задержкой и считаем, что денежные средства казахстанцев могут быть возвращены за счет страховой выплаты, а уже впоследствии решать судебные тяжбы, не вынуждая людей ждать и надеяться», — говорится в обращении.
Однако в страховой компании Amanat, которая является страховщиком потерпевшего крушение самолета, считают, что свои обязательства перед его пассажирами компания выполнила, выплатив компенсации пострадавшим и родственникам погибших.
Руководство Bek Air недоступно для комментариев. Сайт заблокирован, не отвечают телефоны, указанные в Сети, отключены сотовые Нурлана Жумасултанова.
В новейшей истории Казахстана это третья авиакатастрофа, после которой власти объявляли национальный траур. В 2012 году траур объявили после крушения военно-транспортного самолета пограничной службы КНБ АН-72 близ Шымкента. Погибло 27 человек. В 2013 году пассажирский самолёт авиакомпании SCAT, выполнявший рейс Кокшетау — Алматы, упал вблизи поселка Кызылту Алматинской области. Погиб 21 человек.
фото из открытых источников