Представитель МИД рассказал о трудных переговорах с Китаем
Мухтар Карибай заявил, что переговоры с Пекином по бежавшим из Синьцзяна этническим казахам шли тяжело. А также отметил, что в связи с протестами у консульства КНР в Алматы китайской стороне подано обращение.
Представитель министерства иностранных дел Казахстана Мухтар Карибай в интервью репортеру Азаттыка 12 марта в Нур-Султане заявил, что переговоры с Пекином по бежавшим из Синьцзяна этническим казахам шли тяжело.
«Существует проблема нарушения ими границы. Это один из самых сложных вопросов между двумя странами. Они нарушили как их [китайскую], так и нашу границу. Как известно, уголовные дела были возбуждены и в нашей стране. Вопрос, вызывающий трудность, заключается в требованиях китайской стороны в связи с нарушением границы этими гражданами», — сказал Карибай.
Он не сообщил, какие именно требования выдвинула китайская сторона. По его словам, на предыдущих переговорах Пекин уже поднимал вопрос об экстрадиции бежавших из Китая этнических казахов.
Карибай также рассказал, что для решения вопросов протестующих перед консульством КНР в Алматы китайской стороне было подано обращение.
«Из-за этих пикетов мы часто получаем жалобы из китайского консульства об угрозе здоровью дипломатов из-за несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований. В связи с этим была проведена специальная встреча с участием заместителя акима Алматы Ержана Бабакумарова и китайских дипломатов. Китайской стороне была высказана просьба принять людей и вынести конкретное решение по их жалобам, чтобы они не собирались ежедневно», — уточнил Карибай.
С 2017 года Китай сталкивается с международным осуждением за отправку не менее миллиона уйгуров, казахов и представителей других, преимущественно мусульманских, этнических групп в Синьцзяне в «лагеря политического перевоспитания». Пекин называет эти учреждения «образовательными центрами», созданными для противодействия экстремизму и терроризму и «обучения профессиям». Согласно свидетельствам очевидцев, заключенных в «лагеря» подвергают идеологической обработке, заставляя отказываться от своей культуры, религии и языка.
Помимо этнической казашки из Синьцзяна Сайрагуль Сауытбай, проживающей в настоящее время в Швеции, известно еще о пяти этнических казахах, заявивших о своем бегстве из Синьцзяна из-за притеснений и угрозы быть заключенными в «лагеря». Казахстанский суд не стал депортировать бежавших из Синьцзяна шестерых этнических казахов за «нарушение казахстанско-китайской границы».
Казахстан избегает публичной критики в адрес Китая, одного из своих основных кредиторов и инвесторов. В прошлом году Нур-Султан предоставил убежище сроком на год четырем бежавшим из Китая казахам, которые заявили о преследованиях в Синьцзяне. Правозащитники отметили, что таким образом Казахстан признал, что беженцам может грозить опасность в случае выдачи их Китаю.
фото: ktk.kz