Гендерный фактор в бизнесе. Существует ли «мужской» и «женский» бизнес?
Visa представила результаты исследования в рамках инициативы She’s Next. Empowered by Visa, которые показали особенности женского предпринимательства в Казахстане, основные причины для открытия своего дела, проблемы и стереотипы, с которыми предпринимательницы встречаются в повседневной деятельности, а также ключевые вызовы, с которыми столкнулся микро, малый и средний бизнес в период пандемии.
В исследовании приняли участие женщин-предпринимательницы из 7 городов Казахстана: Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Павлодар, Петропавловск, Актобе и Усть-Каменогорск.
Процветание экономики страны во многом зависит от того, насколько в ней развито женское предпринимательство, если женщины будут участвовать в развитии мировой экономики на равных с мужчинами на постоянной основе, то до 2025 года ежегодный глобальный уровень ВВП возрастет на 26% с прибылью в 28 триллионов долларов.
Основной сферой деятельности для большей части респондентов является торговля (28%), в частности – розничная торговля непродовольственными товарами. Также женщины активно развивают бизнес в таких отраслях, как образование (11%), индивидуальные услуги (11%), отели / рестораны / кафе (10%), недвижимость (9%) и медицинские услуги (8%). При этом для тех, кто только планирует открыть свое дело, торговля является наиболее привлекательной нишей (28%).
Важно отметить, что 54% респондентов считают, что в Казахстане существует разделение на «мужской» и «женский» бизнесы, так, к «типичным женским» сферам относят: индивидуальные услуги, мода и дизайн, розничная торговля продовольственными товарами, медицинские услуги.
Авторы утверждают, что причины для старта собственного бизнеса, женщины чаще всего называют стремление получить финансовую независимость (62%), возможность заниматься любимым делом (45%) и возможность заработать больше денег (44%). И хотя, с одной стороны, больше половины участниц исследования, считают, что открыть собственный бизнес для женщины – это смелый шаг, с другой - большинство респондентов уверены, что женщине, которая хочет открыть свое дело, не стоит бояться и необходимо усердно работать над развитием своего дела. Кроме того, женщина-предпринимательница, по мнению опрошенных, должна обладать такими качествами как уверенность в себе, стрессоустойчивость, инициативность и работоспособность.
На пути любого начинающего предпринимателя возникает целый ряд сложностей: основной проблемой при открытии бизнеса больше половины активных предпринимательниц (58%) считают набор хорошей команды сотрудников, 42% отмечают сложности в совмещении ведения бизнеса и домашних обязанностей, также 61% испытали некоторые сложности во время привлечения денежных средств для открытия собственного дела, наиболее тяжело было найти финансирование тем, кто занят в сфере предоставления медицинских услуг. Также, по мнению большинства респондентов, женщине в бизнесе мешают: нерешительность, мягкость характера, доверчивость и эмоциональность.
Женщины убеждены, что они справляются со своими обязанностям наравне с мужчинами, исключением является решение технических проблем. Также большинство опрошенных (64%) считают, что пол не оказывает влияния на ведение бизнеса. Тем не менее, женщины отмечали, что столкнулись со сложностью совмещения бизнеса и заботой о семье и близких.
Как показывают результаты исследования, сегодня больше половины (52%) действующих предпринимательниц используют Интернет для продаж своих товаров или услуг, при этом подавляющее большинство женщин, чье предприятие присутствует в Интернете (78%), отмечают позитивное влияние расширения онлайн каналов.
О необходимости присутствия в диджитале, задумываются и те, кто намеревается открыть в ближайшем будущем свой бизнес: большинство планируют развивать присутствие в Интернете совместно с запуском физической точки продажи.
Если говорить об использовании платежных технологий, то наличные все еще являются основным способом приема платежей, однако большинство предпринимательниц предоставляет покупателям возможность осуществлять оплату и в безналичной форме: с помощью платежных карт, банковских переводов, используя технологии QR-платежей, Apple Pay и др.
В период пандемии больше трети действующих предпринимательниц стали уделять больше времени ведению бизнеса, саморазвитию и обучению, около 30% - занятиям с детьми и уходу за собой, в то же время меньше уделяют времени отдыху и развлечениям. Сократилось время и на занятия спортом, что, в частности, было вызвано введенными ограничениями на посещение заведений и передвижения.
Несмотря на существующие сложности и новые вызовы на фоне коронакризиса, большинство женщин-предпринимательниц планируют расширять бизнес на следующий год, при этом ключевыми показателями для улучшения являются: увеличение выручки/дохода, увеличение ассортимента товаров/услуг и оптимизация расходов.