Внешний долг Казахстана приближается к 95% ВВП
Аналитический центр АФК проанализировал влияние внешнеэкономической деятельности Казахстана на курс тенге.
Одной из ключевых тенденций является хронический дефицит счета текущих операций (СТО), способствующий постоянному спросу на инвалюту в стране. Его финансирование происходит как за счет привлечения капитала из-за рубежа (иностранные инвестиции и займы), так и из резервов НБРК. В то же время, давление на нацвалюту также оказывает стимулирующая бюджетная политика, приводящая к росту импорта.
Несмотря на высокую долю трансфертов из Нацфонда (в 14–21 гг. более трети всех поступлений в республиканский бюджет приходилось на трансферты), бюджет ежегодно сводился с дефицитом (в среднем на 1,4 трлн тенге). «Двойной дефицит» — бюджета и СТО — ускоряет инфляционные процессы, приводит к наращиванию внешнего долга, ухудшая международную инвестиционную позицию страны и устойчивость роста экономики.
В 2020 году наблюдалось максимальное отрицательное значение статьи ошибок и пропусков (отток 10 млрд долларов). Отмечается рост валютных операций НБРК, НФ и КГС в общей доле предложения инвалюты на KASE. За последние 17 месяцев на эти операции, в среднем, приходится почти половина (44%) всего предложения валюты на рынке.
Вместе с тем стремительный рост цен на нефть (с января 2021 г. Brent подорожал на 46%) будет способствовать выравниванию дефицита СТО и республиканского бюджета и, соответственно, снижению давления тенге.
Другим позитивным фактором может послужить улучшение бюджетной дисциплины, ускорение приватизации госактивов, приток иностранного капитала в ГЦБ РК на фоне сохранения положительных ставок в системе.
На протяжении последних семи лет в РК отмечается «двойной дефицит» СТО и республиканского бюджета, что оказывает значительное давление на курс нацвалюты, ускоряет инфляционные процессы, приводит к наращиванию внешнего долга, тем самым усиливая уязвимость экономики к внешним условиям (сырьевого рынка и рынка капитала).
Для компенсации дефицита бюджета и СТО используются как внутренние ресурсы (активы Нацфонда, резервы НБРК), так и внешние (инвестиции и займы). На этом фоне, например, активы Нацфонда с 2014 года снизились на 22%, с 73,2 до 57,1 млрд долларов, а внешний долг увеличился с 71 до 95% от ВВП, в том числе госдолг вырос с 14% до 29% от ВВП.
На фоне восстановления как мировой, так и казахстанской экономики снижается необходимость в мягкой бюджетной политике. В этих условиях встает целесообразность бюджетной консолидации, включающей оценку эффективности различных госпрограмм поддержки экономики с последующим свертыванием неактуальных и неэффективных программ, перенаправлением части расходов на поддержку диверсификации экономики.
Рост ненефтяного бюджета в сочетании с более благоприятными внешними условиями позволит выровнять оба дефицита, усилить чистую международную инвестиционную позицию, а также снизить давление на нацвалюту.
Фото из открытых источников.