В Казахстане автомобили выросли в цене из-за утильсбора
Только за первый квартал 2021 года новые авто выросли в цене на 17%, сообщает Almaty.tv.
Последние несколько месяцев в алматинских автосалонах резко упали продажи авто. Причина в том, что нового поступления нет. Причем, речь идёт как о бюджетных, так и о премиум классах. Всё чаще автолюбители стали прибегать к услугам поставщиков - «энтузиастов». Их легко можно найти в Instagram по запросу «машины». Труднодоступный транспорт они добывают без лишних вопросов из любой точки мира, и цены ниже, чем в салонах.
Из-за дефицита популярных моделей в салонах и по причине их дороговизны покупатели всё больше интересуются вторичным рынком. Однако и там цены подскочили, как минимум, на 10-15%.
― Действительно, дистрибьютеры автомобилей корректируют свою ценовую политику в соответствии с непредвиденными обстоятельствами на мировом рынке. Увеличение стоимости электроресурсов, сырья и материалов, а также природный рост инфляции, ― сообщил директор по техническому регулированию АКАБ Ербол Сейпилов.
Ситуация по доставке автомобилей и комплектующих критическая, при этом, спрос на автомобили растет. По предоставленным данным, уровень продаж машин снизился на 5,5%.
― Поставки микрочипов электроники сократились из Китая, и в результате большинство заводов вынуждены снижать количество производимой продукции, приостанавливать выпуск автомобилей. Все это приводит к задержкам поставок и формированию дефицита и, соответственно, росту цен, ― отметил председатель независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
Когда ситуация с дефицитом на новые машины стабилизируется, в ассоциации сказать не могут. Все зависит от мирового рынка и эпидситуации в странах-производителях, заключили эксперты.
По мнению председателя правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берика Заирова, казахстанскому авторынку катастрофически не хватает машин. По данным экспертов, на тысячу наших жителей приходится всего 190 машин, тогда как в России и Беларуси на такое же количество людей приходится 340 единиц техники.
«В 2020 году локализация производства автомобилей составляет всего лишь около 30% – это не автопром, это отверточная сборка. Поэтому у нас увеличилось не производство, а сборка автомобилей. Вместе с тем, появилась информация о проверке Генеральной прокуратуры в отношении Министерства индустрии и инфраструктурного развития, что «готовые автомобили завозились на заводы по документам в виде «запчастей», чтобы не платить налоги и таможенные пошлины, сроки локализации производств автомобилей просрочены по договорам, МИИР не контролирует исполнение соглашений с автопроизводителями», но в публичном поле не были обнародованы результаты. Мы считаем, что в данном вопросе присутствует полная непрозрачность и крупнейшие диспропорциональные условия для определенных субъектов бизнеса, чего нет в других секторах экономики», – отметил глава Союза независимого автобизнеса.
По данным экспертов, на тысячу наших жителей приходится всего 190 машин, тогда как в России и Беларуси на такое же количество людей приходится 340 единиц техники.
Утильсбор в Казахстане был введен с 2016 года. На текущий момент его ставка варьируется от 400 тыс. до 5 500 тыс. тенге.
Член правления Союза промышленников и предпринимателей El Tiregi Тимур Жаркенов, отметил, что такой высокий уровень потому, что утильсбор в основном расходуется не на утилизацию старого автомобиля, а на другие цели.
«В мировой практике ставки утильсбора в десятки раз меньше. Например, в Германии он равен 100 Евро, в Нидерландах 30 Евро, а в Японии ставка утильсбора в 80 раз меньше чем в Казахстане!», - пояснил Жаркенов.
Фото из открытых источников.