Цена казахстанского дизтоплива будет зависеть от России. Эксперты ожидают дальнейший рост цен
Как сообщает Energyprom.kz, по итогам августа текущего года стоимость летнего дизельного топлива выросла сразу на 8,1% за год — до 199 тенге за литр.
Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов Казахстана. К примеру, литр летнего дизеля стоил в Костанае 215 тенге, дешевле всего — в Таразе и Семее - 195 тенге.
Рост цен на дизтопливо сильнее всего ощутили жители Костанайской - на 14%, Западно-Казахстанской - на 12% и Северо-Казахстанской областей - на 10%. Наименьшее удорожание было зафиксировано в Восточно-Казахстанской области - на 6% за год.
Тем временем, за восемь месяцев 2021 года в стране произвели 3,4 млн тонн дизтоплива, на 8,2% больше, чем годом ранее. Наибольший объем производства пришелся на Павлодарскую - 1,3 млн тонн и Атыраускую области - 1 млн тонн. Для справки: в целом за 2020 год производство топлива в стране ожидаемо сокращалось на 7% до 4,7 млн тонн.
В то же время, несмотря на рост производства, в стране наблюдается острый дефицит дизтоплива. Вице-министр энергетики Асет Магауов на брифинге СЦК при президенте РК отметил, что в этом году объём производства дизельного топлива составит 4,9 млн тонн, это максимальный показатель, однако и спрос — рекордный.
«По нашим подсчётам, спрос вырос почти на 50–60 тыс. тонн в месяц. Сколько бы мы ни производили дизельного топлива, спрос растёт. В мае–сентябре спрос на ДТ вырос на 260 тыс. тонн по сравнению с 2019 годом, и на 480 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. В августе было потреблено 519 тыс. тонн ДТ. Такого не было в истории. Запасы уменьшаются. Экспорт по ДТ приостановлен в марте, по бензину — в январе», — отметил вице-министр.
Казахстанское топливо раскупается как более дешёвое, в том числе — в приграничных регионах.
«По нашей оценке, основной причиной является существенная разница в ценах на дизельное топливо. Крупные АЗС примерно 207–208 тенге за литр держат, остальные сети 230–240 тенге. С начала года мы держали цену 200 тенге за литр. Разница доходила с Российской Федерацией до 100 тенге за литр, с Узбекистаном — 70–80 тенге за литр, с Кыргызской Республикой — 61 тенге за литр. Данная разница способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана», — пояснил Магауов.
Нехватку топлива, особенно с учётом предстоящего ремонта на ПНХЗ, будут компенсировать поставками из России. Цена импортируемого газойля будет зависеть от оптовых цен в РФ.
Фото из открытых источников.