Государственный долг Казахстана вырос до 29% ВВП
Аналитический центр Ассоциация финансистов Казахстана (АФК) представил обзор консолидированного бюджета Казахстана за первые девять месяцев 2021 года.
Как отмечают аналитики, на фоне рекордных цен на рынке энергоресурсов и высокой экономической активности в стране (ВВП вырос на 3,4%) налоговые поступления в консолидированный бюджет значительно возросли. За девять месяцев текущего года, было собрано ₸9,0 трлн налогов, что на 31% или ₸2,1 трлн выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Суммарные доходы консолидированного бюджета составили ₸10,6 трлн (+23%).
При этом наибольшее увеличение налоговых поступлений отмечается в республиканском бюджете. Перевыполнены поступления по КПН, НДПИ, НДС на ТПВ. Таким образом, за три квартала текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 76% (по итогам года планируется собрать ₸12,0 трлн налогов). В аналогичном периоде прошлого года показатель составил 69%.
Однако, расходы КБ выросли на 10,4% или ₸1,3 трлн – до ₸14,2 трлн, превышая доходную часть на 34% или ₸3,6 трлн. Более половины указанного прироста приходится на расходы по обслуживанию и погашению долга. Суммарные расходы на эти статьи превысили ₸2,0 трлн, что составляет 14% от всех расходов КБ.
Для сравнения, в прошлом году показатель составил ₸1,3 трлн или 10% от всех расходов КБ. Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на ₸2,9 трлн при годовом плане привлечений ₸3,9 трлн (исполнен на 76%). В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил ₸3,4 трлн из запланированных на текущий год ₸4,6 трлн. Напомним, в 2020 году объём трансфертов составил ₸4,8 трлн. При средней цене на нефть в 75 долларов за баррель баланс КБ в следующем году может быть исполнен с профицитом (S&P).
По результатам исследований, значительный рост налоговых поступлений, с одной стороны, снизит зависимость доходной части бюджета от поступлений из Нацфонда в преддверии планируемого внедрения контрцикличного фискального правила в бюджетное законодательство с 2023 года, а также ослабит необходимость дальнейшего увеличения долгового бремени.
Эксперты заявляют, что резкий рост доходов может отрицательно повлиять на бюджетную дисциплину и реализацию планов по снижению высокой доли государства в экономике (до 14% к 2026 г.), сохранив при этом высокую чувствительность доходов бюджета к изменениям конъюнктуры сырьевого рынка.
Хотя высокие расходы бюджета, значительно превышающие его доходную часть, в меньшей степени покрывались привлечением займов, уровень долговой нагрузки и расходы на обслуживание и погашение долга стремительно возрастают. Так, госдолг вырос до 29% к ВВП (прогноз на начало 2022 – 31%), а расходы на его обслуживание — выросли до 14% от всех расходов КБ (10% годом ранее). На этом фоне ограничение по потолку госдолга было повышено почти в два раза – до 50% к ВВП в актуальном Прогнозе социально-экономического развития на 22–26 гг. (ранее – 27% в ПСЭР 19-23 гг.).
Напомним, управление и предсказуемость бюджетных расходов и уровня госдолга имеют важное значение для стабильности макроэкономических условий, в т. ч. инфляционных процессов, формирования долгосрочных процентных ставок в экономике, а также страновой риск-премии и суверенных рейтинговых оценок.
Фото из открытых источников.