Конец эры бумажных денег: казахстанцы отказываются от наличных
Аналитический центр АФК представил обзор статистики по безналичным карточным операциям за первые 9 месяцев 2021 года.
По данным аналитиков, казахстанцы всё больше отдают предпочтение безналичным расчётам: объём безналичных карточных транзакций за январь–сентябрь вырос в 2,2 раза, до 49,6 трлн тенге (за 9М20 — 22,3 трлн тенге).
На этом фоне доля безналичных операций увеличилась с 65,1% до 76,8% (г/г). При этом львиная доля всех безналичных платежей совершена через интернет/мобильный банкинг — 83% или 41,1 трлн тенге (81% или 18,1 трлн тенге за 9М20).
Отмечается, что несмотря на уменьшение количества операций по снятию наличных денег (−8,7% г/г), объём их изъятия вырос на 25,2%, до 15 трлн тенге. Такой рост может быть обусловлен относительно высокой долей теневого сектора (2 млн человек или 23% от всей рабочей силы в РК относятся к самозанятым), инфляцией и сохраняющимся доверием части населения к наличным.
Об одновременном увеличении наличных операций можно также судить по росту объёма наличных денег в обращении (M0) до 3 трлн тенге (+6,2% г/г). Тем не менее соотношение наличных к денежной массе в экономике снизилось с 11,6% до 10,3%, отражая более ускоренный переход к безналичным расчетам.
Сообщается, что по сравнению с началом октября 2020 г. количество кредитных карт в обращении выросло на 53%, до 13,6 млн единиц. За это же время количество дебитных карт возросло на 21%, до 41 млн шт.
Дальнейшее проникновение безналичных операций будет обусловлено охватом сегментов, традиционно использующих наличный оборот (напр., неформальная занятость).
Краткие итоги периода
Несмотря на признаки приближения рынка безналичных платежей к насыщению (в половине регионах страны доля безналичных расчетов превысила 70%; оплаты в POS-терминалах составляют 91% от розничного товарооборота), объёмы безналичных платежей по карточкам продолжают бить рекорды.
К началу октября объёмы безналичных транзакций по карточкам превышают соответствующие показатели операций по выдаче наличности более чем в три раза (49,6 vs 15,0 трлн тенге), отражая существенное изменение потребительских предпочтений в пользу безналичных оплат. Для сравнения, годом ранее превышение было менее чем в два раза (22,3 vs 12,0 трлн тенге)
При этом одновременно с увеличением безналичных оплат отмечается рост объёма снятия наличных денег и их объёма в обращении, что может быть обусловлено высокой долей теневой экономики (~20%), повышенными инфляционными процессами и доверием части населения к наличным деньгам.
Соответственно, дальнейшее проникновение безналичных оплат может быть обусловлено охватом сегментов, традиционно использующих наличный оборот (напр., неформальная занятость: торговля, услуги и т. д.).
Кроме того, обсуждение механизма фискализации карточных/мобильных платежей, планируемое внедрение цифрового тенге (пока находится на ранней стадии пилота), а также всеобщего декларирования доходов.
Эти меры наряду со стремительным проникновением цифровых сервисов могут позволить преодолеть наблюдаемый разрыв в способах оплаты между городами республиканского значения и отдельными регионами (преимущественно, приграничными с РФ; см. Самые «безналичные» регионы).
Фото из открытых источников.