Обиды и вдохновение: как казахстанцы воспринимают годы независимости
Исследовательский центр PaperLab представил предварительные итоги исследования «30 лет независимости Казахстана глазами граждан: события, символы и герои».
В фокусе внимания экспертов политика памяти в современном Казахстане, восприятие независимости разными поколениями граждан. Некоторые выводы исследования участники экспертного сообщества обсудили на дискуссивонной площадке PaperLab в столице 21 декабря.
- По предварительным итогам исследования мы поняли, что те поколения, чье взросление происходило в современном Казахстане, воспринимает День независимости, 16 декабря, как обязательное мероприятие. Первоочередная ассоциация для них – участия в мероприятиях в школе, учебных заведениях после выпуска из которых они, к сожалению, забывают об идеологической наполненности этой даты. Она становится просто дополнительным выходном для них, - отметила в ходе дискуссии политолог, исследовательница PaperLab Алия Тлегенова.
В ходе исследования эксперты выяснили, что у молодого поколения казахстанцев, рожденных после 2000 года, 16 декабря ассоциируется с событиями в Жанаозене.
- Мы также заметили, что чем старше группы, тем чаще они говорят, что 16 декабря для них в первую очередь и для всего Казахстана, должно быть днем памяти об участниках декабрьских событий 1986 года и событий в Жанаозене 2011 года. Мы отмечаем также, что у участников исследования всех возрастных групп восприятие праздника очень тесно связано с действиями властей. В крупных городах мы часто замечаем, что к этой дате усиливаются все меры безопасности. (…) Нам транслируются какие-то официальные нарративы, которые, к сожалению, не совсем откликаются в среде обычных граждан. Мы видим усиление государственного надзора в этот день, что не дает возможности проявить солидарность с теми, кто чтит память в этот день о жертвах 86-го года или 2011 года. В связи с этим, прослеживается необходимость в совершении ежегодных ритуалов памяти – скорби о жертвах. Но возможность совершения этих ритуалов очень сильно вытесняется официальным нарративом о Дне независимости, - сказала Алия Тлегенова.
Ответы респондентов говорят о том, что День независимости в Казахстане так и не стал всеобщим праздником. Молодежь сообщает об этом с сожалением и приводит в пример аналогичные праздники в европейских государствах, когда очередная важная дата консолидирует общество.
- Участники фокус-групп говорили об этом с некой горечью, досадой. Дело не в том, что наш День независимости календарно близок к Новому году, а в том, что не хватает идеологической, патриотической наполненности этого праздника. С чем это может быть связано? Одним из вариантов, помимо не совсем корректной политики памяти в Казахстане, может быть то, что независимость, возможно, не оправдала ожидания граждан на сегодняшний день, - отметила Алия Тлегенова.
В ходе исследования, оценивая результаты развития независимого Казахстана, участники фокус-групп рассматривали годы независимости, как три важных десятилетия. Первое десятилетие независимости они определили, как период постоянной тревоги, связанной с экономическими проблемами в стране.
- Второе десятилетие граждане описывают как период, когда они смогли вздохнуть, наконец-то, перестать выживать, все это происходит на фоне высокой нефтяной конъюнктуры. Очень отрадно это понимать. Граждане не причисляют заслуг за экономическое развитие именно президенту или каким-то другим политическим фигурам, а говорят вполне конкретно о высоких ценах на нефть, притоке иностранных инвестиций. Почему это отрадно, потому что мы видим, как в России этот нарратив очень эксплуатируется (официальными властями – РЕД). (…) Молодое поколение также говорит об этом периоде как о «золотом», но они не забывают о причислении статуса «Елбасы» первому президенту, не забывают о событиях в Жанаозене. Эти события они называют критическим звонком.
Последнее десятилетие еще не успело стать историей, оно все еще продолжается, проживается нами. Тем не менее, граждане уже успели накопить какие-то серьезные обиды относительно экономической ситуации, как минимум среди участников старших фокус-групп. Младшие фокус-группы говорят об отставке первого президента, но не как о событии как таковом, а именно о мобилизации гражданского общества, позитивных переменах, которые это сулит. Наблюдается в какой-то степени вдохновленное состояние, - говорит Алия Тлегенова.
В PaperLab отмечают, что нарратив о годах независимости, транслируемый официальной властью сильно отличается от того, как воспринимают прошедшие три десятилетия обычные граждане.
- Исследование позволило нам просмотреть путь, который мы прошли со стороны людей. Если история глазами государства выглядит, как история побед, триумфальная , героическая, когда первый руководитель спасает страну, вытаскивает ее из кризиса, то для граждан все совершенно иначе, когда они, благодаря своим усилиям, достигали улучшения, добивались чего-то. Но при этом очень важно, что сама независимость, как ценность, сформировалась, и является частью нашей идентичности. Людям очень важно, что они живут в Казахстане, что границы четко очерчены, что мы - часть международного пространства, - добавил руководитель PaperLab, социолог Серик Бейсембаев.
Умай Беймарал