Несмотря на рост поголовья скота цены на мясо и птицу продолжают расти
Как сообщает Ranking.kz, поголовье скота увеличивается, но это не сдерживает серьёзный рост цен на мясо. Аграрии считают, что причина — в труднодоступности субсидий АПК и системных ошибках в этой сфере.
Эксперты утверждают, что на конец 2021 года поголовье крупного рогатого скота (КРС) в Казахстане составило 8,2 млн голов — на 4,3% больше по сравнению с декабрём 2020-го. Из них коров насчитывалось 4,2 млн голов, рост за год — на 5,8%.
Поголовье овец увеличилось на 4,7%, до 18,6 млн голов. Рост поголовья отмечен также для лошадей (на 11,3%, до 3,5 млн голов), верблюдов (на 7,1%, до 243,4 тыс. голов) и птицы (на 10,7%, до 47,8 млн голов).
При этом было отмечено уменьшение поголовья коз (на 1,1%, до 2,3 млн голов) и свиней (на 5,4%, до 775,3 тыс. голов).
Впрочем, несмотря на рост поголовья скота в основных категориях, цены на мясо и птицу продолжают расти. Так, по итогам января 2022 года рост цен в секторе составил 8,6% за год.
По словам председателя правления Ассоциации фермеров Казахстана Ж. Дайрабаева рост цен происходит из-за недостаточного объёма субсидий, дорогих кредитов и устаревшего парка сельхозтехники. Всё это влияет на то, что фермеры не могут увеличить объём производимой продукции. Выделяемые субсидии в основном получают крупные сельхозпредприятия, а более мелкие хозяйства просто остаются за бортом.
Отмечается, что на сельхозпредприятия, по данным БНС АСПиР РК, приходится лишь 9,4% голов КРС, ещё меньше коров (лишь 7%), а лошадей и овец — и того меньше (6,6% и 5,7% соответственно). А вот доля птицы в сельхозпредприятиях существенная — 73,5%, хотя стоимость кур также растёт из года в год.
Доступ к субсидиям — платный. Через систему «Цифровая платформа для бизнеса QOLDAU» годовой доступ к сервису «Электронный реестр заявок на субсидирование» стоит от 3 до 11 МРП в зависимости от объёма субсидий (причём 11 МРП оплачивается уже от 1 млн тг субсидии). И если крупные сельхозпредприятия могут себе позволить использовать ресурсы сервиса в полной мере и, соответственно, имеют прямой доступ к системе субсидирования, то индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства (ИП и КХ) уже не так подкованы, а личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и вовсе фактически отрезаны от «дешёвых» и «длинных» денег.
Эксперты отмечают, что в некоторых регионах страны фермерам в качестве субсидий выдали солнечные батареи, заведомо указав их стоимость в разы больше реальной.
Высокий уровень коррупции в сфере АПК и пробелы в работе Министерства сельского хозяйства создают серьёзные барьеры для развития животноводства в Казахстане, что негативно влияет как на стоимость мясной продукции в стране, так и на уровень продовольственной безопасности. К примеру, летом прошлого года из-за засухи в Мангистауской и Кызылординской областях погибло почти 2 тыс. голов скота, а инцидент списали на погодные катаклизмы.
При этом в Минсельхозе признали, что засуха была ожидаема, но они не были готовы к такому развитию событий. В то же время в ходе совещания по вопросам коррупции президент Токаев отметил, что из 80 млрд тг, выделенных на обводнение пастбищных угодий, половина была потрачена не по целевому назначению.
По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, за январь–декабрь 2021 года значительно вырос падёж коз — на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, до 1,8 тыс. голов. Увеличился и падёж овец — на 23,3%, до 43,3 тыс. голов. Падёж КРС составил почти 18 тыс. голов — на 1,5% больше, чем за 2020 год. Падёж лошадей вырос на 15,8%, до 4,6 тыс. голов, а верблюдов — на 5,3%, до 801 головы.
Сократился лишь падёж свиней — на 13,5%, до 41,4 тыс. голов.
Фото из открытых источников.