четверг, 19 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Отмена утильсбора не решит всех проблем – СМИ

Как пишет издание «КазахЗерно.kz», часть фермеров Казахстана внимательно следит за борьбой общественности с утилизационным сбором, которым облагается в том числе и сельскохозяйственная техника, поставляемая в Казахстан из-за рубежа.

«Крестьяне надеются, что если правительство примет решение отменить утильсбор или хотя бы снизить его ставки, на соответствующую сумму подешевеют трактора и комбайны у дилеров сельхозмашин. Более прагматичные аграрии уверены, что в любом случае они останутся в проигрыше», - сообщает агентство.

— Это просто пустой разговор, — уверен Валентин, глава крестьянского хозяйства. — Машины и техника у нас уже не станут дешевле. Цены у нас никогда и ни на что не снижаются. Так что, если отменят утильсбор, выиграют только дилеры: они цены оставят прежними, списав всё на инфляцию. А реальную разницу положат себе в карман.

Как отмечает Сергей Ерин, заместитель председателя Союза фермеров Казахстана, в стране действительно отсутствует конкуренция между дилерами сельхозтехники. Каждую марку представляет лишь одна компания. Это лишает ценообразование гибкости. В этой ситуации опять же страдают фермеры: импортная техника доходит до Казахстана через череду посредников, и каждый делает свою наценку. Конечная цена вырастает.

При этом, уровень наценки в сравнии с ценой завода-изготовителя составляет порядка 20%. Например, если трактор John Deere в Европе стоит $300 тыс., то в Казахстане это уже $360 тыс. То есть, наценка $60 тыс., или 20% — практически тот же самый размер наценки, что и утильсбор. Получается, если утильсбор в Казахстане отменят, а дилеры оставят цены прежними под тем или иным предлогом, то зарабатывать они будут уже не 20%, а все %35–40.

То есть, отмена утильсбора проблему не решает. Просто деньги пойдут в другой карман, а фермеры останутся в проигрыше.

К проблеме отсутствия конкуренции между дилерами примыкает и вопрос обеспечения сервиса и поставок запчастей. Особенно это важно в горячий период полевых работ, когда у фермера на счету каждый день. Дилеры пользуются этим и поднимают цены на запчасти в разы.

Инвестсубсидия в помощь

Так что, очевидно одно – собственное машиностроение Казахстану необходимо. Только это позволит стране закрывать потребность сельского хозяйства в тракторах и комбайнах по справедливой цене. Вопрос только в том, какими инструментами поддерживать эту отрасль.

— Вокруг утильсбора ломается много копий, — поделился своим мнением Георгий Прокоп, директор ТОО «Шахтерское». – Сам я считаю, что это общемировая практика, утильсбор есть везде. Другой вопрос, размер ставок утилизационного сбора, над этим надо поработать. И самое главное, как расходуются собранные средства. Тут необходимо целевое использование именно на развитие отечественного машиностроения, и ни на что другое. Это должно строго регулироваться государством.

То, что техника, изготавливаемая в Казахстане, не облагается утильсбором, Георгий Прокоп считает верным решением на начальном этапе развития отрасли. Это позволит ей встать на ноги. Ведь никто не отрицает, что по-настоящему казахстанское, с глубокой локализацией, производство сельхозмашин стране необходимо. Это позволит на самом деле снизить цены на трактор, комбайны и весь остальной ассортимент.

— То, что сейчас техника имеет невысокий уровень казахстанского содержания, не беда — это ведь только начало, — отметил Георгий Прокоп. – Пусть она пока отвёрточная, но ведь в любом случае это рабочие места. И это везде так – автомобили в одних странах собираются с использованием узлов, завезенных из других стран. Например, американские автомобили производят в Германии, часть готовых агрегатов получая из Америки, – и ничего страшного в этом нет. Главное, двигаться в верном направлении и усиливать возможности отечественного сельхозмашиностроения.

Что касается необходимости уплачивать утильсбор фермерами, то Георгий Прокоп напомнил, что для этого государство должно всем фермерам, обновляющим парк, платить инвестсубсидии – они должны покрывать сумму утильсбора.

Монопольный лизинг

Кроме того, рассуждая о ценах на сельхозтехнику в Казахстане, эксперты указывают и на ту проблему, что отсутствует конкуренция между лизинговыми компаниями страны. Практически весь этот рынок в Казахстане монополизирован «КазАгроФинансом». Используя это, компания не стесняется зарабатывать на фермерах. Хотя, изначальное ее предназначение – поддержка обновления машинно-тракторного парка. Стоит ли после этого удивляться, что темпы обновления в 2021 году составили всего 3%, при том, что мировая норма 10%.

Зато, чистая прибыль самого КазАгроФинанс за 2020 год составила 9,6 млрд тенге, а за первую половину 2021 года — 9 млрд тенге. То есть, можно ожидать удвоение прибыли по итогам 2021 года (они пока не подведены).

Также неплохо идут дела у Аграрной кредитной корпорации: если по итогам 2018 года чистая прибыль АКК составила 10,4 млрд тенге, то по итогам а 2020 года — уже 19,7 млрд тенге. Результат 2021 года также ожидается очень хорошим, поскольку на 1 октября прибыль была оценена в 3,5 млрд тенге – несмотря на  плохой сезон для аграрного сектора.

— Зачем нам такое кредитование села, если оператор распределения бюджетных средств получает многомиллиардную прибыль, — отметил Сергей Ерин. – Ведь тут извращена изначальная цель этих структур – обеспечить сельское хозяйство доступными, недорогими финансовыми ресурсами. Получать прибыль на фермерах – это не их задача!

Однако, поскольку все руководство там оказалось выходцами из банковской сферы, они так и выстроили свою работу. От этого нужно уходить, если мы хотим действительно поддерживать фермеров. Вот, сейчас нам КазАгроФинанс предлагает лизинг под 17% годовых, указывая на то, что часть нам компенсирует государство.

Но ведь первоначальный взнос нам нужно делать сразу, а будут потом деньги в бюджете или нет еще вопрос. Так что, правильной схемой работы было бы оставить этим структурам ставку на более 5%, чего им хватит на обеспечение своего существования. Получать прибыль за счет распределения бюджетных средств они не должны.

 Фото из открытых источников.

 

Оставить комментарий

События дня

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33