Отмена утильсбора не решит всех проблем – СМИ
Как пишет издание «КазахЗерно.kz», часть фермеров Казахстана внимательно следит за борьбой общественности с утилизационным сбором, которым облагается в том числе и сельскохозяйственная техника, поставляемая в Казахстан из-за рубежа.
«Крестьяне надеются, что если правительство примет решение отменить утильсбор или хотя бы снизить его ставки, на соответствующую сумму подешевеют трактора и комбайны у дилеров сельхозмашин. Более прагматичные аграрии уверены, что в любом случае они останутся в проигрыше», - сообщает агентство.
— Это просто пустой разговор, — уверен Валентин, глава крестьянского хозяйства. — Машины и техника у нас уже не станут дешевле. Цены у нас никогда и ни на что не снижаются. Так что, если отменят утильсбор, выиграют только дилеры: они цены оставят прежними, списав всё на инфляцию. А реальную разницу положат себе в карман.
Как отмечает Сергей Ерин, заместитель председателя Союза фермеров Казахстана, в стране действительно отсутствует конкуренция между дилерами сельхозтехники. Каждую марку представляет лишь одна компания. Это лишает ценообразование гибкости. В этой ситуации опять же страдают фермеры: импортная техника доходит до Казахстана через череду посредников, и каждый делает свою наценку. Конечная цена вырастает.
При этом, уровень наценки в сравнии с ценой завода-изготовителя составляет порядка 20%. Например, если трактор John Deere в Европе стоит $300 тыс., то в Казахстане это уже $360 тыс. То есть, наценка $60 тыс., или 20% — практически тот же самый размер наценки, что и утильсбор. Получается, если утильсбор в Казахстане отменят, а дилеры оставят цены прежними под тем или иным предлогом, то зарабатывать они будут уже не 20%, а все %35–40.
То есть, отмена утильсбора проблему не решает. Просто деньги пойдут в другой карман, а фермеры останутся в проигрыше.
К проблеме отсутствия конкуренции между дилерами примыкает и вопрос обеспечения сервиса и поставок запчастей. Особенно это важно в горячий период полевых работ, когда у фермера на счету каждый день. Дилеры пользуются этим и поднимают цены на запчасти в разы.
Инвестсубсидия в помощь
Так что, очевидно одно – собственное машиностроение Казахстану необходимо. Только это позволит стране закрывать потребность сельского хозяйства в тракторах и комбайнах по справедливой цене. Вопрос только в том, какими инструментами поддерживать эту отрасль.
— Вокруг утильсбора ломается много копий, — поделился своим мнением Георгий Прокоп, директор ТОО «Шахтерское». – Сам я считаю, что это общемировая практика, утильсбор есть везде. Другой вопрос, размер ставок утилизационного сбора, над этим надо поработать. И самое главное, как расходуются собранные средства. Тут необходимо целевое использование именно на развитие отечественного машиностроения, и ни на что другое. Это должно строго регулироваться государством.
То, что техника, изготавливаемая в Казахстане, не облагается утильсбором, Георгий Прокоп считает верным решением на начальном этапе развития отрасли. Это позволит ей встать на ноги. Ведь никто не отрицает, что по-настоящему казахстанское, с глубокой локализацией, производство сельхозмашин стране необходимо. Это позволит на самом деле снизить цены на трактор, комбайны и весь остальной ассортимент.
— То, что сейчас техника имеет невысокий уровень казахстанского содержания, не беда — это ведь только начало, — отметил Георгий Прокоп. – Пусть она пока отвёрточная, но ведь в любом случае это рабочие места. И это везде так – автомобили в одних странах собираются с использованием узлов, завезенных из других стран. Например, американские автомобили производят в Германии, часть готовых агрегатов получая из Америки, – и ничего страшного в этом нет. Главное, двигаться в верном направлении и усиливать возможности отечественного сельхозмашиностроения.
Что касается необходимости уплачивать утильсбор фермерами, то Георгий Прокоп напомнил, что для этого государство должно всем фермерам, обновляющим парк, платить инвестсубсидии – они должны покрывать сумму утильсбора.
Монопольный лизинг
Кроме того, рассуждая о ценах на сельхозтехнику в Казахстане, эксперты указывают и на ту проблему, что отсутствует конкуренция между лизинговыми компаниями страны. Практически весь этот рынок в Казахстане монополизирован «КазАгроФинансом». Используя это, компания не стесняется зарабатывать на фермерах. Хотя, изначальное ее предназначение – поддержка обновления машинно-тракторного парка. Стоит ли после этого удивляться, что темпы обновления в 2021 году составили всего 3%, при том, что мировая норма 10%.
Зато, чистая прибыль самого КазАгроФинанс за 2020 год составила 9,6 млрд тенге, а за первую половину 2021 года — 9 млрд тенге. То есть, можно ожидать удвоение прибыли по итогам 2021 года (они пока не подведены).
Также неплохо идут дела у Аграрной кредитной корпорации: если по итогам 2018 года чистая прибыль АКК составила 10,4 млрд тенге, то по итогам а 2020 года — уже 19,7 млрд тенге. Результат 2021 года также ожидается очень хорошим, поскольку на 1 октября прибыль была оценена в 3,5 млрд тенге – несмотря на плохой сезон для аграрного сектора.
— Зачем нам такое кредитование села, если оператор распределения бюджетных средств получает многомиллиардную прибыль, — отметил Сергей Ерин. – Ведь тут извращена изначальная цель этих структур – обеспечить сельское хозяйство доступными, недорогими финансовыми ресурсами. Получать прибыль на фермерах – это не их задача!
Однако, поскольку все руководство там оказалось выходцами из банковской сферы, они так и выстроили свою работу. От этого нужно уходить, если мы хотим действительно поддерживать фермеров. Вот, сейчас нам КазАгроФинанс предлагает лизинг под 17% годовых, указывая на то, что часть нам компенсирует государство.
Но ведь первоначальный взнос нам нужно делать сразу, а будут потом деньги в бюджете или нет еще вопрос. Так что, правильной схемой работы было бы оставить этим структурам ставку на более 5%, чего им хватит на обеспечение своего существования. Получать прибыль за счет распределения бюджетных средств они не должны.
Фото из открытых источников.