Золотом казахов не прельстишь
Покупка золотых слитков пока не стала альтернативой недвижимости и депозитам.
Последние сообщения Нацбанка и банков второго уровня свидетельствуют, что золотые слитки, программу продажи которых Нацбанк анонсировал в прошлом году, так и не стали реальным инвестиционным инструментом для граждан Казахстана. Всего в рамках программы, с 31 мая по 1 декабря 2017 года казахстанцы купили 1 485 золотых слитков общим весом 51,6 килограмма. Причем львиную долю этих продаж обеспечил АО «Народный Банк Казахстана, клиенты которого с 1 июня по 31 декабря 2017 года приобрели 46,2 килограмма аффинированного золота в слитках, что в денежном выражении составляет более 600 млн. тенге
При этом, по данным банка, спрос со стороны населения на мерные золотые слитки продолжает расти. Банк официально сообщил, что за период с 1 января по 8 февраля 2018 года клиенты банка приобрели еще 4,5 кг аффинированного золота. Но это мало меняет общую картину.
В Народном Банке полны оптимизма, как представляется, не очень обоснованного. Ведь реальные достижения этой программы весьма скромны. Золотые слитки задумывались Нацбанком как новый инвестиционный инструмент, альтернативный банковским денежным депозитам, однако они таковым не стали. Вклады физических и юридических лиц в банках на конец прошлого года составили 16,7 трлн. тенге, а все затраты казахстанцев на золотые слитки составляют не более 0,3 – 0,4 процента от этой суммы.
Основная причина, конечно, лежит в экономической сфере. Золото - прекрасный инструмент для сохранения, но не для приумножения капитала. Это товар очень волатильный, цена на который зависит от многих факторов. И хотя, по данным статистики, цена на него за год выросла на 8%, даже при официальной инфляции в 7% реальный инвестиционный доход владельцев золотых слитков был очень небольшим. И конечно, он не шел ни в какое сравнения с доходами по банковским депозитам в тенге, которые колебались от 14 до 11 процентов.
Многие считают, что казахстанцы чересчур консервативны и осторожны при выборе инвестиционных инструментов. Однако некоторые факты заставляют в этом усомниться. По данным Комитет государственных доходов РК, который, ко всему прочему, еще и борется с финансовыми пирамидами, в прошлом году казахстанцы отдали в финансовые пирамиды больше 800 млн. тенге, то есть примерно такую же сумму, что и за золотые слитки. Надежда на быстрое обогащение, на высокие проценты, несмотря на сильнейший финансовый риск потерять свои деньги, победила все предубеждения и страхи.
Другая причина, по которой программы продажи золотых слитков буксует – низкий потребительский спрос на золото. Такого мнения придерживается, к примеру, известный казахстанский экономист Петр Своик. Еще год назад, при анонсировании Нацбанком этой программы, он выразил сомнение, что золото станет альтернативой банковским депозитам. Его предсказание сегодня блестяще подтвердилось.
По его словам, можно только приветствовать инициативу Нацбанка продавать населению золото, но для резкого роста инвестиций в экономику такая мера, в сущности, бесполезна. Главный вопрос - кто будет покупать это золото? У огромного числа казахстанцев вообще нет никаких сбережений в банках, они живут от зарплаты до зарплаты, причем весьма небольшой. Инфляция и рост цен не составляет им возможности накопить денег на такой экзотический товар, как золото. В таких условиях выбор золота в качестве инвестиций никак не может приобрести в Казахстане массовый характер, что мы сегодня и видим.
По словам Петра Своика, покупка слитков может заинтересовать в нашей стране едва ли более 35-50 тысяч богатых людей, которым захочется диверсифицировать свои капиталы, и не с целью получить какую-то прибыль, а для лучшей сохранности и структуры их инвестиционных портфелей.
Не стала продажа слитков и альтернативой валютным депозитам в БВУ, на что, наверное, надеялись в Нацбанке. По установленным правилам, золотые слитки в Казахстане продают и покупают исключительно за тенге. Аналитик считает, что Нацбанк, возможно, надеялся, что владельцы валютных депозитов начнут снимать доллары со счетов, менять их на тенге и покупать золото. Это, как мы сегодня видим, действительно происходит, но если учитывать масштабах всей экономики – в микроскопических размерах. Какой же это прогресс, если все купленное за год золото обыкновенный сильный мужчина может унести на своих плечах в одном мешке?
Российский финансовый аналитик Руслан Бегоев, комментируя ситуацию с продажей золота в Казахстане, подчеркнул схожесть ее с российской. Там тоже периодически возникает спрос на золото, как средство сохранения средств, и также этот процесс ограничен и по объему, и по инвестиционной привлекательности. Он напомнил, что цена на золото очень волатильна и предугадать ее в долгосрочной перспективе весьма сложно. В кризис 2008 года цена на золото в долларах обвалилась на 30% за полгода, а с середины 2011 года по начало 2016-го золото падало почти беспрерывно, подешевев за это время почти в два раз в долларовом выражении.
«Сегодня золото понемногу растет в цене, но кто знает, что будет дальше, особенно с учетом пертурбаций на мировых рынках инвестиций и неясной пока политики Федеральной резервной системы США. – говорит Руслан. – Конечно, здесь мы не говорим об олигархах, очень богатых людях, для которых покупка золота может быть интересна, к примеру, для минимизации потерь от санкций. Мелкому же частному инвестору, каковыми в большинстве своем являются обычные граждане, здесь остается надеяться только на удачу, если они хотят не только сохранить, но и преумножить свои золотые инвестиции. Поэтому спрос на золото еще долго будет ограниченным и в России, и в Казахстане».