Через пять лет Казахстан может остаться без Нацфонда
Казахстану грозит банкротство, если не будут предприняты радикальные шаги со стороны правительства. Уже через несколько лет страна может исчерпать средства Национального фонда, созданного для будущих поколений.
Всемирный банк презентовал масштабное исследование по Казахстану «Системная диагностика страны». Выводы аналитиков неутешительны – проблемы в экономике Казахстана нарастают, число бедных растет, достижения целей по вхождению в тридцатку развитых стран требуют срочных и кардинальных реформ, а без совершенствования фискальной политики страна может исчерпать Нацфонд уже через 5-10 лет.
Четыре взаимосвязанных стратегических приоритета помогут Казахстану продолжить структурную трансформацию, которая застопорилась во время нефтяных бумов. Стране как воздух необходима ликвидация нищеты и создание сильного среднего класса.
Первый рецепт уже звучит как мантра четверть века – диверсификация экономики. Второй шаг – развитие частного сектора. Государство должно попрощаться со своей активной ролью, что приведет к появлению конкурентоспособных малых и средних предприятий. Третий рецепт – расширение возможностей для внешней торговли. Четвертый - продуктивный и адаптивный человеческий и природный капитал, чтобы рабочие могли достичь более высокого уровня производительности и быстрее реагировать на изменения на рынке, а также совершенствование управления природными ресурсами в целях укрепления устойчивости.
Эксперты ВБ признают, что с 2000 года Казахстан добился скромных успехов в сокращении бедности и создании среднего класс. В период с 2001 по 2016 год экономика Казахстана росла в среднем на 6,8 процента в год. Уровень бедности в Казахстане снизился с 55 процентов населения в 2006 году до 20 процентов в 2015 году, средний класс вырос с 10 до 25 процентов.
Однако все начало меняться в 2015 году, когда начались кризисные процессы в экономике, которые продолжаются и сейчас. В 2015 году уровень бедности составлял 8 процентов в Алматы и Астане, 15 процентов в других городских районах и 25 процентов в сельской местности. Почти половина (45 процентов) населения в Алматы и Астане в 2015 году, по оценкам, можно было отнести к среднему классу, по сравнению с 28 процентами в других городских районах и 18% в сельских районах. Улучшение экономического благосостояния было главным образом результатом повышения доходов от заработной платы. В 2015 году уровень безработицы составлял всего 5,9 процента для женщин и 4,4 процента для мужчин. Более того, в течение десятилетия до 2013 года (незадолго до снижения цен на нефть в 2014 году) средняя реальная заработная плата росла на 7,7 процента ежегодно. Эти выгоды на рынке труда стали основной движущей силой широкомасштабного сокращения бедности и более инклюзивного роста. Заработки беднейших 20 процентов домохозяйств в Казахстане выросли на 90 процентов, самые богатые 20 процентов домохозяйств выросли всего на 29 процентов. Однако модель роста Казахстана привела к созданию рабочих мест с низкой производительностью и в основном в нерыночных секторах услуг.
Сектора, где больше всего было создано рабочих мест - образование, здравоохранение и другие социальные услуги, а также строительство, торговля, транспорт.
Хотя частные предприятия способствовали созданию рабочих мест в первой половине 2000-х годов, создание рабочих мест замедлилось после 2011 года. Частный сектор за 2006-10 годы создал более 165 тыс. рабочих мест, около двух третей всех созданных рабочих мест. С тех пор, однако, частные предприятия потеряли 70 тыс. рабочих мест. Государственный сектор, тем не менее, оставался стабильным, хотя и ограниченным, источником новых рабочих мест, создавая около 45 тыс. рабочих мест ежегодно с 2011 года. Самостоятельная занятость уже давно является особенностью труда рынка в Казахстане. Однако в последние годы произошел значительный сдвиг от самостоятельной занятости к занятости в индивидуальных предпринимательствах.
В Казахстане наблюдается тяжелая зависимость от индивидуальной занятости. Самозанятые работники с меньшей вероятностью ищут выгоду от специализации, обмену знаниями и, как следствие, имеют меньше возможностей для развития профессиональных навыков, имеющих решающее значение для занятости в крупных организациях.
Снижение цен на нефть в 2014 году вызвало серьезные трудности для экономического роста в Казахстане: росту бедности и сокращению среднего класса. В период с 2014 по 2015 год уровень бедности вырос почти на 6 процентных пунктов, 8 процентных пунктов в сельской местности и 4 процентных пункта в городских районах. Эти неблагоприятные результаты обусловлены прежде всего падением заработной платы, снизившейся почти на 9 процентов в реальном выражении между 2013 годом и 2016. Хотя большая часть падения в 2016 году была связано с быстрой инфляцией, основным драйвером до этого было резкое замедление в номинальном росте доходов. Что еще хуже, снижение прибыли было сосредоточено в беднейших 60 процентов населения.
В целом ситуация отражает неспособность нынешней экономической модели поддерживать рост доходов населения в условиях снижения цен на нефть. В целях экономических преобразований структурные реформы теперь являются императивом, а не одним из вариантов.
В условиях ожидаемой стагнации нефтяных котировок и социальное давление будет только возрастать. Снижение масштабов нищеты и расширение среднего класса вероятно, будет невозможным, если Казахстан не достигнет более диверсифицированного и более высокого роста производительности. Если Казахстан не сможет противостоять этим вызовам, то страна не сможет достичь своей цели оказаться среди 30 наиболее развитых стран мира.
Казахстан должен сократить дефицит ненефтяного капитала, ограничить вмешательство государства в экономику, частный сектор должен выйти на передний край, необходима реформа финансового сектора, чтобы акционеры брали на себя большую ответственность за убытки и торможение небанковских финансовых институтов. Необходимо совершенствовать качество человеческого капитала.
Экономический рост Казахстана в 2000-х годах был обусловлен прежде всего природными ресурсами. За это время экономика Казахстана пережила два экономических бума, один в 2001-07 годах на основе как увеличения добычи нефти и роста цен на нефть, один в 2010-14 годах, основанный на новом витке роста нефтяных цен. Во время первого бума рост был достигнут в горнодобывающем секторе, но также и в сфере услуг низкого класса (торговля и транспорт) и высококачественных услуг (профессиональные, информационные и коммуникационные технологий и финансы, в основном в городах Астаны и Алматы). Во время второго бума стабилизация производства и рост в основном были вызваны неторгуемыми услугами, которые управляются правительством, частные инвестиции сыграли незначительную роль. Чтобы поддержать экономику, правительство ускорило развитие инфраструктуры страны, но также стремилось облегчить бремя банковского кризиса 2007 года в частном секторе посредством программ поддержки и снижения налогов.
Стерилизация притока иностранной валюты оказалась недостаточной для защиты экономики от реального повышение курса валюты и снижения конкурентоспособности.
Первый бум в Казахстане сопровождался осмотрительной фискальной политикой с низким уровнем дефицита. Но бум привел к росту чистых внешних заимствований у банковского сектора, который в 2006 году достиг 20 процентов ВВП, и стал причиной банковского кризиса в Казахстане.
Казахстан накопил в нефтяном фонде около 45 процентов ВВП в валютных активах, проведенных главным образом в иностранных государственных облигациях. Тем не менее, в результате бюджетного дефицита в течение 2010-16 годов и девальвации тенге в 2015 году, объем государственного долга и гарантированного государством долга удвоился примерно до 20 процентов ВВП. Таким образом, чистые финансовые активы правительства были равны 25 процентам ВВП в 2016 году. Поскольку правительство продолжало привлекать бюджетные резервы от нефтяного фонда, чистые финансовые активы упали примерно до 16 процентов ВВП в 2017 году. Оценки Всемирного банка предполагают, что при отсутствии фискальной консолидации чистые финансовые активы правительства могут быть исчерпаны почти полностью через 5-10 лет, что усугубляет возможность страны проводить заимствования по выгодным ставкам.