Еще одна попытка Есимова
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» с приходом Ахметжана Есимова снова сменил стратегию развития. На этот раз решено, что ФНБ будет инвестировать за рубежом. Открытым в связи с этим осталось много вопросов, и главный из них: значит ли это, что предыдущиеие стратегии были неэффективными? Exclusive.kz попросил экспертов оценить новые инициативы фонда.
Очевидно одно – судя по тому, что программа приватизации крупных объектов госсектора, которая намечалась на первое полугодие 2018 года, снова отложена, она опять провалилась. Либо нет желающих, либо те, кто желают недостаточно эффективны и платежеспособны, либо необходим пересмотр самой модели приватизации.
Поэтому главная задача трансформации «Самрук-Казына», поставленная президентом, - довести долю госсектора к 2020 году до 15%, как в странах ОЭСР, опять повисла в воздухе.
«Касательно повышения эффективности управления фондом. До сих пор продолжает действовать многоуровневая система управления компаниями фонда. Это усложняет принятие решений, требует значительных финансовых ресурсов на содержание многочисленного административно-управленческого персонала. Необходимо сократить уровни управления», - подчеркнул в апреле этого года на заседании совета по управлению фондом национального благосостояния президент.
Как результат – еще одна новая стратегия.
«Мандат фонда - это создание благосостояния. В рамках новой стратегии сейчас у нас будет двойная роль, прежде всего, это создание благосостояния Казахстана и сохранение благосостояния для последующих поколений. Это значит, что мы будем концентрироваться на финансовых инвестициях за границей, что будет связано, конечно же, с внутренними отраслями промышленности в Казахстане. Мы будем диверсифицировать наш баланс, далее будем обеспечивать поток финансовых средств в Казахстан, при этом сглаживая нестабильность в Казахстане. Кроме того, мы будем также увеличивать объемы дивидендов, выплачиваемых акционерам компанией, и сохранять благосостояние для будущих поколений. Этот мандат фонда будущих поколений схож с теми мандатами, которые осуществляют прочие мировые фонды национального благосостояния», - сказала управляющий директор госхолдинга по стратегическому развитию Балжит Каур Гревал Джасвант Сингх.
Из уст иностранки звучит довольно убедительно, но остались вопросы. Во-первых, казахстанцы уже имеют опыт когда их деньги инвестируют за рубеж, например, в азербайджанский банк, который вот-вот рухнет. Не повторится ли подобная история уже с ФНБ, кто собственно будет следить за надежностью инвестиций? И наконец, ведь у Казахстана есть Нацфонд, средства которого уже инвестируются за рубеж? Зачем «Самрук-Казыне» дублировать эти же функции и чем одни инвестиции будут отличаться от других?
Айкын Конуров, депутат нижней палаты парламента РК:
Инвестиционная стратегия СК в зарубежные активы не нова, потому что и ранее группой компаний проводилась такого рода работа. Так «КМГ» инвестировал и продолжает расширять присутствие в Европе, КНР, Турции, свернул в Грузии, «КТЖ» активно работает в Китае и России. Нормы Temasek в части инвестирования в зарубежные проекты соблюдаются. Сингапурский фонд активно работал и работает на зарубежных рынках, хотя качество таких казахстанских инвестиций вызывает много вопросов. И в отличие от Temasek СК не имеет независимости от правительства, что приводит, скорее всего, к решениям больше политическим, чем прагматическим, как этого требует бизнес.
Дубляжом функций Нацфонда назвать это нельзя, как мне известно, положенные от приватизации средства должны как раз уйти в него, а СК будет вести игру рамках казначейских функций, когда прибыль реинвестируется в зарубежные проекты.
Больше конечно вопросов возникает по двум взаимоисключающие, в моем понимании, задачам: уменьшение доли в экономике и доведения до 2020 доли государственной собственности до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП и программе удвоения активов ФНБ в течение пяти лет.
Рекомендации ВБ и МВБ по разгосударствлению, внедрению, поддержке плавающего курса тенге и таргетированию инфляции, в моем понимании, на сегодня больше вредят нам, чем помогают. В этих условиях развить реальный сектор не реально, а удается плодить только спекулянтов всех мастей, при снижении реально располагаемых доходов населения.
Поэтому поддерживать или развивать реальный сектор возможно лишь только или при поддержке государства, или при непосредственном участии государства в этих проектах. Госпроекты должны стать якорными, вокруг которых будут развиваться субъекты МСБ. По такому пути, отказавшись от рекомендаций ВБ и МВФ, пошел Китай и сегодня добился, несмотря на общий спад стабильности в своей экономике и дал толчок развитию частного сектора. Государственный сектор и у нас должен стать генератором развития, потому что при такой денежно-кредитной политике Национального банка частный сектор занят больше вопросами выживания, чем развития.
Игорь Киндоп, финансовый аналитик:
Приватизация государственной собственности и либерализация важны для казахстанской экономики - это чуть ли не единственный способ вывести ее из стагнации. Но мне кажется, что, говоря о различного рода декларациях приватизации и либерализации со стороны государственных и квазигосударственных структур, важно не упускать очень серьезную, полуполитическую проблему. Дело в том, что за последние тридцать лет из Казахстана уехало, а потом вернулось огромное количество студентов по различного рода государственным и не только программам. Вернулись они или по своей воле, из-за того, что оказались неконкурентоспособны за рубежом, или по требованиям образовательных программ? Многие из этих молодых людей являются родственниками тех или иных высокопоставленных лиц.
Западное образование не гарантирует высокой квалификации кандидата, но амбиции у кандидата всегда от этого большие. Почему это связано с темой приватизации? Потому что нужного кандидата надо устроить на хорошую должность и платить ему зарплату. Это невозможно сделать, если в экономике снижается государственное участие, потому что многие студенты просто слабо квалифицированы или квалифицированы в тех научных областях, которые применимы только в развитых странах.
Чтобы увидеть это достаточно сравнить фонд заработной платы добывающих и управляющих департаментов какого-нибудь КазМунайГаза. А это означает, что родственники будут недовольны, а потом глядишь и увеличится число недовольных в целом.
В связи с тем, что численность населения растет, усугубляется проблема с занятостью. В Казахстане она решается расширением численности государственного аппарата и связанных структур, поэтому о реальном разгосударствлении и превращении ФНБ в аналог Temasek речи не идет.