«Казахстан мог стать ведущей экономической державой в Центральной Азии»
Азиатский банк развития представил итоги масштабного исследования «Казахстан: ускорение экономической диверсификации», в которой отмечается, что дальнейшее замедление экономики республики может привести к серьезным последствиям.
Для преодоления кризиса необходимо принимать экстренные меры по диверсификации экономики, которая начиная с 2014 года по определению АБР, прибывает «в шоке».
Для поддержки экономической диверсификации Казахстану необходимо ускорить структурные реформы, - прокомментировал итоги исследования Джованни Капаннелли, директор представительства АБР в Казахстане. - Эти реформы включают в себя улучшение делового климата в стране, повышение конкурентоспособности и расширение участия частного сектора в экономике
В исследовании отмечается, что, став независимой страной в 1991 году после распада Советского Союза, Казахстан столкнулся с огромными экономическими проблемами на протяжении 1990-х годов.
Страна преодолела многие из них, реорганизовала собственную экономику и добилась значительного экономического роста в период с 2000 по 2014 годы, когда нефтяная рента превышала 10% ВВП и составляла в среднем 15% в 2005-2014 годы, а в 2005 году достигла максимума в 21%.
В 2006 году Казахстан вошел в группу стран с уровнем доходов выше среднего и приблизился к тому, чтобы прорваться в группу стран с высоким доходом в 2014 году, став экономической и политической державой в Центральной Азии. Но спад цен на нефть и другие сырьевые товары с 2014 года привел к снижению дохода на душу населения и доли нефтяных доходов в ВВП страны и экспортной выручки.
С начала 2000-х годов казахстанская экономика явно демонстрировала признаки «голландской болезни». Наличие «голландской болезни» можно заметить, проанализировав следующие симптомы: более быстрый рост цен на внутренние товары по сравнению с внешнеторговыми товарами; отставание секторов, связанных с внешней торговлей, и снижение их доли в ВВП, занятости и экспорте; и быстрый рост заработной платы, опережающий рост производительности.
Это именно то, что происходит в Казахстане согласно анализу, проведенному Организацией экономического сотрудничества и развития и Международным валютным фондом. Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство оказалось под давлением необходимости оказания содействия таким неконкурентоспособным секторам, как сельское хозяйство, путем введения ограничений на импорт и предоставления субсидий фермерам.
Когда доходы от правительственных ресурсов тратятся, таким образом, в частности за счет бюджетных расходов, возрастает совокупный спрос. Это, в свою очередь, еще больше расширяет секторы, не связанные с внешней торговлей, привлекает больше рабочей силы и капитала из отстающих секторов, связанных с внешней торговлей.
Задача казахстанской политики развития состоит в том, чтобы преобразовать свою модель роста, не полагаясь только на добычу природных ресурсов. Для этого необходимо диверсифицировать и модернизировать сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность и сферу услуг. Сегодня экономика Казахстана менее диверсифицирована и конкурентоспособна на международных рынках, чем 10-20 лет назад. Экономика многих стран с аналогичным уровнем дохода и других богатых природными ресурсами стран существенно более диверсифицирована, чем экономика Казахстана. Кроме того, сектор природных ресурсов, как правило, является капиталоемким; развитие более трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг может оказать положительное влияние на создание рабочих мест.
Хотя бум экспортных цен на сырьевые товары, например, нефть и полезные ископаемые может оказать положительное краткосрочное экономическое воздействие на ресурсно-ориентированные страны, как Казахстан, эти доходы зачастую являются недолговечными, и совокупный объем производства может быстро вернуться к прежним уровням. Именно это произошло в 2014 году, когда упали мировые цены на нефть повергнув в шок экономику Казахстана.
Казахстан имеет менее разнообразный экспорт, учитывая, что 56% от его общего объема экспорта в 2015 году составляла сырая нефть, и многие из его побочных продуктов были ресурсоемкими. Экспортная продукция обрабатывающего сектора Казахстана остается наименьшей в экспортной корзине.
Эмпирические данные свидетельствуют о том, что структура производства экономики влияет на диверсификацию экспорта и экономический рост. Диверсификация экспорта может уменьшить волатильность и нестабильность экспортных поступлений, а экономический спад непродолжителен в странах с более диверсифицированной структурой экспорта. Диверсификация может привести к увеличению общего объема экспорта и не обязательно означает, что традиционно сильные экспортные сектора станут слабее с точки зрения доли в мировом рынке.
Другим преимуществом диверсификации является защита от резкого повышения реального обменного курса, обусловленного притоком иностранной валюты за счет экспорта ресурсных товаров в период пиковых цен. Такое повышение снижает торговую конкурентоспособность других экспортных товаров и обычно является признаком «голландской болезни».
Без создания множества разнообразных внешнеторговых товаров, например, промышленных товаров, трудно уменьшить зависимость от природных ресурсов, стабилизировать обменный курс, создать хорошо оплачиваемые рабочие места и вызвать структурные изменения.
Макроэкономическая стабильность, включая стабильность обменного курса важна для повышения доверия инвесторов в обрабатывающем секторе и, тем самым, для производства и экспорта промышленной продукции. Зависимость от объема добычи природных ресурсов может привести к нестабильному циклу роста, тесно связанному с ценами на ресурсы.
Слишком тесно связан общий объем налоговых поступлений в Казахстане с ценой на нефть, наблюдается падение налоговых поступлений в 2015 году до 1 160 млрд тенге (30%), в основном, в результате снижения цен на нефть. Такая волатильность доходов, в свою очередь, создает проблемы для стабильного фискального управления.
Сектор природных ресурсов также может оказывать негативное воздействие на экономический рост из-за возможного отрицательного влияния на качество институтов и управления. Страны, богатые ресурсами, сталкиваются с риском снижения эффективности государственных институтов.
Неожиданно высокие доходы могут привести к коррупции в государственных учреждениях, неэффективному макроэкономическому управлению, слабой налоговой и бюджетной дисциплине, снижению прозрачности и росту неравенства в доходах и благосостоянии.
Распространенность коррупции подтверждается рейтингом Казахстана в исследовании Индекса восприятия коррупции Transparency International - 126-е место из 176 стран в 2016 году. Это также подтверждается рейтингом по Всемирному показателю государственного управления – «контроль коррупции», в котором Казахстан находится в нижних 20%, и рейтингом глобальной конкурентоспособности 2016-2017 годов Всемирного экономического форума, где коррупция называется третьим наиболее проблемным фактором ведения бизнеса в Казахстане.
Диверсификация экономики и источников доходов является важным для страны для поддержания хорошего уровня государственного управления и институтов.
Кроме того, страны, богатые природными ресурсами и зависящие от поступлений, полученных от этих ресурсов, меньше заинтересованы в проведении реформ, направленных на повышение темпов роста или улучшение инвестиционного климата. Это часто объясняется отсутствием политического давления во время роста цен на сырьевые товары и увеличением доходов, даже если другие области экономики находятся в стагнации или по-прежнему слабо развиты.
Инвестиционный климат Казахстана может быть улучшен благодаря реформам, направленным на стимулирование больших инвестиций в обрабатывающий сектор. Так, например, в исследовании Всемирного банка по ведению бизнеса «Doing Business» Казахстан занимает 35-е место в целом, хотя по индикатору «Международная торговля» отстает, занимая 119-е место из 190 в 2017 году.
Казахстанские экспортеры несут высокие временные и материальные затраты, связанные с соблюдением требований на границе, включая таможенное оформление, процедуры проверки и требования к документации, что также снижает конкурентоспособность производимой ими продукции.
Государственные предприятия (ГП) как получатели государственных инвестиций, инициировали индустриальное развитие обрабатывающего сектора Казахстана. Они преобладают в ряде ключевых отраслей, и их вклад в ВВП достигает 50%, что существенно выше среднего показателя по ОЭСР, равного 15% ВВП.
Роль государства должна быть сокращена, чтобы прекратить постоянную государственную поддержку промышленности и потенциальную потерю конкурентоспособности, когда падение цен на ресурсы окажет негативное воздействие на финансовое состояние, как это происходило в случае Алжира. Снижение роли государства позволит создать более динамичный и инновационный частный сектор.
Будущий рост будет зависеть от определения секторов, в которых у Казахстана есть высокий потенциал роста. К таким секторам относятся пищевая промышленность, металлы и химическая промышленность. В сельском хозяйстве переориентация субсидий в сторону инвестиций в инфраструктуру, улучшение доступа к финансированию, а также содействие инновационной деятельности могут значительно повысить производительность. Увеличение объема инвестиций в инфраструктуру играет критически важную роль в обеспечении связи с неосвоенными рынками, в снижении транспортных расходов, а также в поддержке производства внешнеторговых товаров.