понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

«Казахстан мог стать ведущей экономической державой в Центральной Азии»

Азиатский банк развития представил итоги масштабного исследования  «Казахстан: ускорение экономической диверсификации», в которой отмечается, что дальнейшее замедление экономики республики может привести к серьезным последствиям.

Для преодоления кризиса необходимо принимать экстренные меры по диверсификации экономики, которая начиная с 2014 года по определению АБР, прибывает «в шоке».

Для поддержки экономической диверсификации Казахстану необходимо ускорить структурные реформы, - прокомментировал итоги исследования Джованни Капаннелли, директор представительства АБР в Казахстане. - Эти реформы включают в себя улучшение делового климата в стране, повышение конкурентоспособности и расширение участия частного сектора в экономике       

В исследовании  отмечается, что, став независимой страной в 1991 году после распада Советского Союза, Казахстан столкнулся с огромными экономическими проблемами на протяжении 1990-х годов.

Страна преодолела многие из них, реорганизовала собственную экономику и добилась значительного экономического роста в период с 2000 по 2014 годы, когда нефтяная рента превышала 10% ВВП и составляла в среднем 15% в 2005-2014 годы, а в 2005 году достигла максимума в 21%.

В 2006 году Казахстан вошел в группу стран с уровнем доходов выше среднего и приблизился к тому, чтобы прорваться в группу стран с высоким доходом в 2014 году, став экономической и политической державой в Центральной Азии. Но спад цен на нефть и другие сырьевые товары с 2014 года привел к снижению дохода на душу населения и доли нефтяных доходов в ВВП страны и экспортной выручки.

С начала 2000-х годов казахстанская экономика явно демонстрировала признаки «голландской болезни». Наличие  «голландской болезни» можно заметить, проанализировав следующие симптомы: более быстрый рост цен на внутренние товары по сравнению с внешнеторговыми товарами; отставание секторов, связанных с внешней торговлей, и снижение их доли в ВВП, занятости и экспорте; и быстрый рост заработной платы, опережающий рост производительности.

Это именно то, что происходит в Казахстане согласно анализу, проведенному Организацией экономического сотрудничества и развития и Международным валютным фондом. Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство оказалось под давлением необходимости оказания содействия таким неконкурентоспособным секторам, как сельское хозяйство, путем введения ограничений на импорт и предоставления субсидий фермерам.

Когда доходы от правительственных ресурсов тратятся, таким образом, в частности за счет бюджетных расходов, возрастает совокупный спрос. Это, в свою очередь, еще больше расширяет секторы, не связанные с внешней торговлей, привлекает больше рабочей силы и капитала из отстающих секторов, связанных с внешней торговлей.

Задача казахстанской политики развития состоит в том, чтобы преобразовать свою модель роста, не полагаясь только на добычу природных ресурсов. Для этого необходимо диверсифицировать и модернизировать сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность и сферу услуг. Сегодня экономика Казахстана менее диверсифицирована и конкурентоспособна на международных рынках, чем 10-20 лет назад. Экономика многих стран с аналогичным уровнем дохода и других богатых природными ресурсами стран существенно более диверсифицирована, чем экономика Казахстана. Кроме того, сектор природных ресурсов, как правило, является капиталоемким;  развитие более трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг может оказать положительное влияние на создание рабочих мест.

Хотя бум экспортных цен на сырьевые товары, например, нефть и полезные ископаемые может оказать положительное краткосрочное экономическое воздействие на ресурсно-ориентированные страны, как Казахстан, эти доходы зачастую являются недолговечными, и совокупный объем производства может быстро вернуться к прежним уровням. Именно это произошло в 2014 году, когда упали мировые цены на нефть повергнув в шок экономику Казахстана.

Казахстан имеет менее разнообразный экспорт, учитывая, что 56% от его общего объема экспорта в 2015 году составляла сырая нефть, и многие из его побочных продуктов были ресурсоемкими. Экспортная продукция обрабатывающего сектора Казахстана остается наименьшей в экспортной корзине.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что структура производства экономики влияет на диверсификацию экспорта и экономический рост. Диверсификация экспорта может уменьшить волатильность и нестабильность экспортных поступлений, а экономический спад непродолжителен в странах с более диверсифицированной структурой экспорта. Диверсификация может привести к увеличению общего объема экспорта и не обязательно означает, что традиционно сильные экспортные сектора станут слабее с точки зрения доли в мировом рынке.

Другим преимуществом диверсификации является защита от резкого повышения реального обменного курса, обусловленного притоком иностранной валюты за счет экспорта ресурсных товаров в период пиковых цен. Такое повышение снижает торговую конкурентоспособность других экспортных товаров и обычно является признаком «голландской болезни».

Без создания множества разнообразных внешнеторговых товаров, например, промышленных товаров, трудно уменьшить зависимость от природных ресурсов, стабилизировать обменный курс, создать хорошо оплачиваемые рабочие места и вызвать структурные изменения.

Макроэкономическая стабильность, включая стабильность обменного курса важна для повышения доверия инвесторов в обрабатывающем секторе и, тем самым, для производства и экспорта промышленной продукции. Зависимость от объема добычи природных ресурсов может привести к нестабильному циклу роста, тесно связанному с ценами на ресурсы.

Слишком тесно связан общий объем налоговых поступлений в Казахстане с ценой на нефть, наблюдается падение налоговых поступлений в 2015 году до 1 160 млрд тенге (30%), в основном, в результате снижения цен на нефть. Такая волатильность доходов, в свою очередь, создает проблемы для стабильного фискального управления.

Сектор природных ресурсов также может оказывать негативное воздействие на экономический рост из-за возможного отрицательного влияния на качество институтов и управления. Страны, богатые ресурсами, сталкиваются с риском снижения эффективности государственных институтов.

Неожиданно высокие доходы могут привести к коррупции в государственных учреждениях, неэффективному макроэкономическому управлению, слабой налоговой и бюджетной дисциплине, снижению прозрачности и росту неравенства в доходах и благосостоянии.

Распространенность коррупции подтверждается рейтингом Казахстана в исследовании Индекса восприятия коррупции Transparency International - 126-е место из 176 стран в 2016 году. Это также подтверждается рейтингом по Всемирному показателю государственного управления – «контроль коррупции», в котором Казахстан находится в нижних 20%, и рейтингом глобальной конкурентоспособности 2016-2017 годов Всемирного экономического форума, где коррупция называется третьим наиболее проблемным фактором ведения бизнеса в Казахстане.

Диверсификация экономики и источников доходов является важным для страны для поддержания хорошего уровня государственного управления и институтов.

Кроме того, страны, богатые природными ресурсами и зависящие от поступлений, полученных от этих ресурсов, меньше заинтересованы в проведении реформ, направленных на повышение темпов роста или улучшение инвестиционного климата. Это часто объясняется отсутствием политического давления во время роста цен на сырьевые товары и увеличением доходов, даже если другие области экономики находятся в стагнации или по-прежнему слабо развиты.

Инвестиционный климат Казахстана может быть улучшен благодаря реформам, направленным на стимулирование больших инвестиций в обрабатывающий сектор. Так, например, в исследовании Всемирного банка по ведению бизнеса «Doing Business» Казахстан занимает 35-е место в целом, хотя по индикатору «Международная торговля» отстает, занимая 119-е место из 190 в 2017 году.

Казахстанские экспортеры несут высокие временные и материальные затраты, связанные с соблюдением требований на границе, включая таможенное оформление, процедуры проверки и требования к документации, что также снижает конкурентоспособность производимой ими продукции.

Государственные предприятия (ГП) как получатели государственных инвестиций, инициировали индустриальное развитие обрабатывающего сектора Казахстана. Они преобладают в ряде ключевых отраслей, и их вклад в ВВП достигает 50%, что существенно выше среднего показателя по ОЭСР, равного 15% ВВП.

Роль государства должна быть сокращена, чтобы прекратить постоянную государственную поддержку промышленности и потенциальную потерю конкурентоспособности, когда падение цен на ресурсы окажет негативное воздействие на финансовое состояние, как это происходило в случае Алжира. Снижение роли государства позволит создать более динамичный и инновационный частный сектор.

Будущий рост будет зависеть от определения секторов, в которых у Казахстана есть высокий потенциал роста. К таким секторам относятся пищевая промышленность, металлы и химическая промышленность. В сельском хозяйстве переориентация субсидий в сторону инвестиций в инфраструктуру, улучшение доступа к финансированию, а также содействие инновационной деятельности могут значительно повысить производительность. Увеличение объема инвестиций в инфраструктуру играет критически важную роль в обеспечении связи с неосвоенными рынками, в снижении транспортных расходов, а также в поддержке производства внешнеторговых товаров.

 

Материалы по теме
Оставить комментарий

Финансы

Мыслить глобально Мыслить глобально
Редакция Exclusive
31.07.2018 - 11:36
KASE балансирует KASE балансирует
Редакция Exclusive
17.07.2018 - 14:02|
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33