Госдолг растет как на дрожжах
На неделе Европейский банк реконструкции и развития презентовал любопытный доклад о том, что может ждать Казахстан в ближайшие 20 лет. В целом, как оказалось, ничего хорошего. Чем все это грозит? Об этом Exclusive.kz поговорил с экспертами.
Эксперты отмечают, что через 20 лет доходы бюджета Казахстана могут сократиться почти вдвое; госдолг резко вырасти. В ближайшие 20 лет из-за снижения объемов экспорта и падения цен на нефть экспортные поступления Казахстана могут сократиться на 40%, что может привести к чрезмерному росту государственного долга.
Без дальнейшей консолидации бюджета и устойчивого уровня нефинансовых активов чистые активы могут стать отрицательными в течение десятилетия. В Казахстане возможен бюджетный дефицит, убеждены эксперты ЕБРР.
Самое страшное, что если цены на нефть рухнут, то может встать вопрос обслуживания внешнего долга. Суммарный долг правительства и внешний долг субъектов квазигосударственного сектора приблизился к предельному значению и составил 55,5 млрд долларов или 96,2% от всех валютных активов Национального фонда.
Константин Жуковский, директор по развитию компании ARUM Capital:
За последние пять лет госдолг РК вырос в четыре раза: в процентном выражении он увеличивался примерно на 30% в год, а к 2018 году достиг 26% от ВВП республики. Анализируя эту информацию, можно вспомнить о таких странах, как США или Япония, где этот показатель превышает 100%, и решить, что дела в Казахстане вполне неплохи.
Тем не менее, на ум приходит и такая страна, как Греция, чья безрассудная экономическая политика привела к затяжному кризису. Безусловно, Астане еще очень далеко до Афин, но текущие темпы роста долга вызывают серьезные опасения.
К тому же стоит понимать, что чем крупнее задолженность, тем больше средств приходится тратить на ее обслуживание. В данный момент на это уходит порядка 7% от всех бюджетных расходов, однако, если ситуация не изменится, то эта доля будет расти и дальше, заставляя государство урезать финансирование социальных обязательств.
Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:
В прогнозах по доходной части бюджета Казахстана, как и других крупных экспортеров ископаемого топлива, ЕБРР исходит из несколько необычных и, честно говоря, малореалистичных предпосылок.
Они считают, что альтернативные источники энергии, чистые "зеленые" технологии достигнут в мире такого охвата в ближайшие 20 лет, и человечество нацелится на самоограничение настолько целеустремленно, что сдержит необратимые последствия изменения климата, существенно упадут и объемы экспорта нефти, и нефтяные цены.
То есть, эксперты ЕБРР ждут одновременно переизбытка предложения топливных ресурсов на фоне снижения мирового спроса, и именно поэтому возможного падения экспортных доходов Казахстана. Допущения по нефтяной конъюнктуре очень вольные, и на сегодня подобный тренд ничем пока не подтверждается. А если говорить о теме климата, то США, например, в этом году и вовсе вышли из соответствующих мировых конвенций, что уже ослабило единый фронт международных усилий по противостоянию климатическим изменениям.
Кроме того, структура казахстанской экономики в последние несколько лет меняется в пользу роста как раз все-таки доли ненефтяных, несырьевых отраслей - так что развитие, может быть, идет медленнее, чем того хотелось бы, но идёт оно в нужном русле.
По госдолгу большой проблемы пока нет, его уровень составляет около 25% к ВВП: примерно на уровне таких стран, как Арабские Эмираты или Чили, меньше чем у Новой Зеландии или Норвегии. Но тревожные нотки все же есть, поскольку эта цифра выросла за последние 3 года почти на 4%, а также кроме долга собственно правительства и Нацбанка, который учтен формально в этих 25% к ВВП, есть ведь еще и долг квазигоссектора, и он тоже по большому счёту ложится бременем, ограничивая возможности развития государства.
Предельный объем внешнего долга квазигоссектора на конец 2018 года определен правительством в размере около 8 трлн тенге. И тем не менее, это немало: еще 14% к ВВП, и в сумме с чистым госдолгом получаем уже нагрузку почти в 40% от ВВП страны. И, поскольку структура на сегодня такова, что в Казахстане квазигоссектор занимает очень много экономического пространства, то как-то ограничить и приостановить процесс наращивания долгов в нем, конечно же, необходимо.
Некорректно будет и сравнивать отношение госдолга к ВВП в Казахстане с аналогичными соотношениями в США, где долг около 110% от ВВП или с антирекордсменкой Японией, где долг превышает 250% от ВВП. То есть вся Япония могла бы 2,5 года работать только исключительно на платежи по долгу, если, конечно, теоретически предположить, что Япония поставила бы перед собой такие задачи, и не расходовала бы при этом ни копейки из прироста национального богатства ни на какие социальные задачи и цели развития.
В Казахстане, получается, на это ушло бы "всего лишь" полгода непрерывной работы всей страны. Но сравнивать Казахстан с этими высокоразвитыми по структуре экономики и финансовой системы странами невозможно, потому что очень существенная, основная часть доходов создается в развитом мире за счет активных несырьевых производств и сферы услуг, которые не зависят особо от конъюнктуры спроса и цен на нефть, металлы и другое сырье. У той же Японии одновременно накоплено более чем на $1 триллион только американских долговых бумаг, то есть там имеются и встречные расчеты по долговой позиции: не только большие пассивы, но и огромные активы.
Казахстану же, который по-прежнему почти на половину зависит от добывающих отраслей, нужно держать в плане долга ухо востро и не перебарщивать. Тут нужно учитывать еще и что долг в валюте, проценты на его обслуживание платятся кредиторам также в валюте, которая подорожала по отношению к тенге, и если курс останется на том же уровне или еще ослабнет, то вырастет и фактическая долговая нагрузка на финансовую систему страны.
А это значит, может возникнуть более заметный дефицит средств на инфраструктурные, транспортные проекты, на социалку, на налоговые стимулы к развитию несырьевых производств и сферы услуг. Поэтому нужно знать меру, и размер госдолга оставлять на самотек нельзя.
И важно использовать эти деньги на рост, на переориентацию экономики, а не проедать их, и чтобы прибавка к долгу не уходила просто на выплату процентов по накопленному нему.
ЕБРР дает совет по четырем направлениям:
1) разнообразить источники доходов, способствуя развитию частного сектора;
2) более эффективное управлять получаемыми нефтяными доходами, инвестируя активно в секторы, не привязанные к ценам на нефть, но это не значит, что не надо развивать тот же самый Кашаган;
3) сокращать нерациональные траты, увеличивать собираемость налогов, но и давать налогово-бюджетные стимулы, правда, предлагается, и сокращать субсидии на топливо, перекладывая эти расходы, по сути, на бизнес и на население
4) переходить плотнее к среднесрочному и долгосрочному бюджетному планированию, очевидно, чтобы сгладить на будущее эффект от возможно неравномерных экспортных поступлений в будущем.