понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

«Тихая гавань» для кредитора

ДОЛГ 3-3 Мировой финансово-экономический кризис показал уязвимость недвижимости в качестве «твердого залога». По данным Комитета по финансовому надзору Нацбанка РК на 1 февраля 2014 года, доля займов с просрочкой платежей более 90 дней (безнадежных) достигла 32,2% от общего ссудного портфеля банков. Получается, что отечественные банки стали заложниками ситуации: выданные кредиты не работают, а залоговая недвижимость обладает недостаточной ликвидностью. «Тихой гаванью» для кредиторов, которым выплаты будут гарантированы самим государствам, могут стать контракты государственно-частного партнерства (ГЧП). Система очень проста. Залогом в проектах ГЧП, (предоставленный частным партнером), выступает контракт ГЧП, либо будущие денежные потоки проекта. Здесь стоит отметить, что государство в проектах ГЧП гарантирует и спрос на услуги, предоставляемые проектами ГЧП. Использование залогов будущих денежных потоков по контракту ГЧП в рамках проектного финансирования возможно. Но коммерческие банки такие залоги не принимают, либо их существенно дисконтируют, объясняя это законодательством и установленными внутренними правилами. Кроме того, в соответствии с действующими пруденциальными нормативами, принятие таких залогов может потребовать увеличения собственного капитала проекта. Одним из барьеров для входа казахстанских банков в проекты ГЧП является текущее законодательство по ГЧП, в котором объекты концессии в течение срока действия договора не могут выступать предметом залога. Да и многие казахстанские потенциальные концессионеры (заемщики) не располагают достаточным имуществом для удовлетворения требований кредиторов. Возможность выйти из замкнутого круга есть у всех заинтересованных сторон. Во-первых, нужно изменить пруденциальные нормативы, в части признания гарантированных выплат государством, в рамках контрактов ГЧП, в качестве «твердых залогов» для коммерческих банков. То есть включить государственные концессионные обязательства и гарантию потребления со стороны государства в первую группу активов банка (что будет отражать нулевую степень риска). Но перед этим необходимо внести изменения в пруденциальные нормативы Национального Банка РК. Главное, что в этом предложении нет вновь изобретенного «велосипеда». К примеру, Резервный Банк Индии в директиве от 23 апреля 2010 года «О применении пруденциальных нормативов в отношении инфраструктурного сектора» постановил рассматривать ежегодные выплаты государства и права на сбор оплаты в качестве «твердых залогов», а также заявил о снижении уровня провизий по необеспеченным инфраструктурным кредитам до 15%. ДОЛГ 2-2 Проект в законе Если сделать экскурс в историю, то механизмы ГЧП работают с 2006 года, когда был принят первый Закон РК «О концессиях». С тех пор законодательство постоянно совершенствовалось. Важным изменением стал принятый в 2013 году закон «О внесении изменений и дополнений по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения». Все законы и поправки к ним имеют одну конкретную цель - создать правовое поле для использования новых видов контрактов ГЧП в области науки, высоких технологий, в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. И главное - повысить финансовую привлекательность проектов ГЧП. Именно для этого введено вознаграждение за управление объектом концессии и, широко применяемый в международной практике, механизм «платы за доступность». Если вкратце, то механизм «плата за доступность» предусматривает выплату государством бизнесмену компенсации инвестиционных и эксплуатационных затрат, а также вознаграждения за управление объектом концессии равномерными платежами, в течение срока договора концессии. Областью применения данного механизма являются неокупаемые проекты в социальной сфере. Выплата вознаграждения за управление объектом концессии позволит повысить заинтересованность бизнесменов в концессионных проектах, не генерирующих, либо недостаточно генерирующих денежный поток. В то же время, активы создаваемых проектов будут переданы в собственность государства сразу после завершения строительства. В ответ государство предоставляет гарантии по возврату вложенных инвестиций до 100% от их стоимости в форме компенсации инвестиционных затрат и других механизмов. Ключевым фактом является то, что указанные гарантии не подлежат секвестру (инвестиции, выделяемые государством, не подлежат сокращению). Защиту прав кредиторов по договорам, в которых обеспечением выступают будущие денежные потоки, гарантирует закон «О проектном финансировании и секьюритизации». Здесь стоит отметить, что предложения в данной статье касаются казахстанских коммерческих банков. Займы от банков развития или международных финансовых институтов изначально ориентированы под инфраструктуру, а условия по ним оговариваются отдельно. В итоге, сегодня, в результате изменений законодательства, в Казахстане появился новый класс инфраструктурных проектов, имеющий свои характеристики. В их число входят проекты в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства (транспорт, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство). Оператором этих проектов выступает частный бизнес, который выполняет государственные функции в рамках долгосрочного контракта (до 30 лет). И главное: основным гарантом по проектам выступает государство. Руслан Кииков, аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5