понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Великая тайна о 51 совместном проекте

Тема 51 предприятия и капиталовложений Пекина по-прежнему одна из самых насущных. Больше всего население возмущает завеса одного госсекрета вокруг того, что на их родине построили и, что еще собираются строить братья-китайцы. 

Несмотря на то, что недавно посол КНР в Казахстане Чжан Сяо торжественно заверил, что никаких планов по военно-политической и куда вероятней экономической экспансии великий сосед не вынашивает, в традиционном обществе присутствие китайцев вызывает, как минимум, настороженность и скепсис.

Ведь в рыночном Казахстане, кто платит, тот и танцует страну, а с момента первой волны приватизации защита национальных интересов всегда гласно и по умолчанию считалось слабым звеном госполитики.    

При этом очевидно, улыбчивые китайские дипломаты пытаются сбить «градус» таких настроений. Так, посольство КНР в Казахстане совместно с Библиотекой президента организовало два экскурса на совместные предприятия. Первая поездка была в конце ноября 2017 года, а вторая в сентябре прошлого года по инициативе генконсульства КНР в Алматы и экспертного клуба «Один пояс – Один Путь».

Говорилось, что это заводы Казахстана с китайским участием, презентованные как результаты индустриального сотрудничества Казахстана и Китая в рамках «51 проекта», но выяснилось, что ряд предприятий – чистая инициатива бизнеса. Что же все-таки показали и рассказали стране о «китайском экономическом участии»?

Как известно, в Костанае на заводе корпорации «Сарыарка Автопром» по программе индустриального сотрудничества идет сборка китайских автомобилей марки JAC. Участники – China General Technology (Group) Holding Co., Ltd., China Machinery Imp. & Exp. Corp. и АО «Группа компаний Allur».

Завод, собирающий корейские и японские автомобили, расширяет линейку за счет китайской JAC. Общий объем китайских инвестиций на установку линии – 7,5 млрд тенге ($20,6 млн по курсу на конец октября прошлого года). В прицеле же заявлен целый рынок Евразии. В начале ноября прошлого года был подписан трехсторонний меморандум о сотрудничестве между China National Vehicle Import and Export Company, АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» и ТОО «СарыаркаАвтоПром». Китайцы поставляют на завод машинокомплекты, а право на производство и экспорт автомашин марки JAC в Россию за KazakhExport. В прошлом году первая партия автомобилей JAC направилась в Таджикистан при общей стоимости проекта $10,5 млн.

Открытие китайской линии дает заводу право участвовать в Программе индустриального сотрудничества Казахстана и Китая, а это преференции и возможность привлечения китайских инвестиций. Завод уже получает заказы на оснащение автопарка столицы Казахстана автобусами марки IVECO. Здесь же разрабатываются электромобили, острая востребованность которых в Казахстане из-за неразвитой инфраструктуры и климата вызывает вопросы.  

Северо-Казахстанская область внесла в совместную копилку агрозону «Айцзюй Казахстанский Агро-индустриальный логистический парк». Агропарк как раз открыт в ответ на возможности индустриального сотрудничества Казахстана и Китая по 51 проекту. Со стороны Китая работает корпорация «Сиань Айцзюй». Общий объем китайских инвестиций в проект – $20 млн. В перспективе вхождение в парк десяти казахстанских хозяйств и предприятий, с которыми подписаны договора.

А пока тут построен завод «Тайынша-Май», который перерабатывает различные масличные культуры подсолнечника, рапса и льна. Мощность переработки – до 300 тысяч тонн сырья в год, которое производят аграрии региона. Затем масло и жмых целиком отправляются в Китай.

Местные рабочие завода – это, в основном, переехавшие из Китая казахи. Они знают язык и «формируют лояльный соцклимат в компании». По мнению руководства компании, им невыгодно приглашать специалистов из Китая, поскольку это дополнительные расходы, но обучение кадров на месте оставляет желать лучшего. Далее здесь хотят поставить мясокомбинат, завод по переработке молочной продукции, птицефабрику, завод по переработке меда.     

В нефтяном Атырау казахстанским филиалом Sinopec Engineering (Group) Co., Ltd.реализуются сразу два проекта. Это проекты по производству ароматических углеводородов и строительства комплекса глубокой переработки нефти на местном нефтеперерабатывающем заводе. Компания зарегистрирована в качестве филиала еще в феврале 2010 года, а с 2013 года уже как Казахстанский филиал Sinopec Engineering (Group) Co., Ltd.

Если коротко, то в повестке глубина переработки нефти на внутреннем рынке, самообеспечение химпрома, экспорт химических продуктов, производство высокооктанового бензина, дизтоплива, отвечающих требованиям Евро-5. Входит в карту индустриализации. Общая сумма заемных средств порядка $1, 679 млрд.

Предусмотрена переработка 2 млн 400 тонн нефти в год. Сумма налогов в бюджет по проектам составляет $190 млн. По официальным данным, на реализацию было привлечено 2400 местных специалистов, 6700 специалистов строительных организаций. Обучение прошли 2700 местных сотрудников как на предприятии, так и в Китае.

Еще одна большая тема – Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, где акционеры АО НК «Казмунайгаз» – 49,72%, китайская CNPC – 49,72% и мелкие держатели. Генподрядчик проекта – СРЕСС (дочерняя компания CNPC). Срок реализации был обозначен как 2010-2018 годы. Привлекаемые инвестиции – $1, 732 млрд.

Здесь все направлено на реконструкцию и модернизацию НПЗ. Среди задач, которые заявлены, восстановление мощности завода до 6 млн тонн нефти в год, увеличение глубины переработки, рост светлых нефтепродуктов от 57,56% до 80%. Первый этап модернизации стоимостью в $322 млн был завершен летом 2017 года. Второй этап стоил $1,772 млрд.

Модернизация и реконструкция Шымкентского НПЗ в списке госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития и Карты индустриализации Казахстана на 2015-2019 гг.

Вместе с тем, «завод лишь косвенно может повлиять на улучшение ситуации на внутреннем рынке ГСМ, поскольку на 100% перерабатывает давальческую нефть и не контролирует поступление переработанных нефтепродуктов на рынок страны». Основные поставщики – китайские нефтяники, добывающие сырье на Кумкольском и Каражмбасском месторождениях. В основном они поставляют ГСМ на китайский рынок по квотам Минэнерго. В Китае просто топливо дороже.

В Мангистауской области есть Актауский завод Caspi Bitum. Это СП с капиталовложениями в $300 млн и с долевым участием АО НК «Казмунайгаз» – 50% и CITIC Group – 50%. Банк Китая предоставил кредит – $232 млн с льготной ставкой. Битумный завод перерабатывает сырую нефть Каражанбасского месторождения.

Запуск завода, как говорят официально, позволил Казахстану избавиться от импорта битума для дорог. В основном, из России. Битум традиционно пользуется высоким спросом. Теперь в планах освоение рынков Узбекистана и Кыргызстана. Ежегодно спрос в стране прогнозируется в объеме 600 тысяч тонн, а Актауский завод обеспечивает свыше 35% потребности Казахстана. Но этот проект реализован еще до подписания индустриальной программы двустороннего казахстанско-китайского сотрудничества в 2014 году, который подразумевает тот самый «51 проект».

В продолжение темы углеводородных ресурсов. ТОО ASPC – Asia Steel Pipe Corporation в Алматы возникло как результат «соглашения проекта завода по производству стальных труб большого диаметра в Казахстане» между Китайской Национальной Нефтяной Корпорацией и «Казмунайгаз». СП Asia Steel Pipe Corporation строит завод на территории Индустриальной зоны Алатауского района Алматы. Общая стоимость инвестиций: $99,82 млн.

Здесь совместных «успехов» заметно меньше. К узким местам относятся адаптация проекта, обработка фундамента, слабая промышленная база в Казахстане, неразвитый рынок труда. Пока есть площадка, строятся ангары, подводятся коммуникации.

Зато в сакральном Туркестане на виду переработка верблюжьего молока и кумыса. Это совместный проект отечественного ТОО Gold Camel GROUP LTD  и China Danqing Gold land of Water-Saving Engineering Co. LTD. Завод даже вошел в перечень приоритетных объектов агропромышленного сотрудничества между Астаной и Пекином.

Китайский инвестор вложил в это дело $23 млн или 98%. Мощность завода – 100 тонн верблюжьего молока в сутки, в год – 2, 5 тысячи тонн. Тонна сухого молока требует 16 тонн сырья, которое поставляют животноводы Туркестанской области по 430 тенге за литр. Еще 55 тенге за литр субсидирует государство. Средняя зарплата казахстанских рабочих – 120 тысяч тенге. А вот предполагаемая цена продажи сухого порошка в Китае – $140 за килограмм. Говорят, что в Китае ежедневно производят всего лишь тонну сухого молока при высоком спросе. Популярность сухого шубата растет, в КНР напиток рекомендуют пациентам с сахарным диабетом. Поэтому продукция ориентирована на внешний рынок. 90% туркестанского сухого шубата для Китая, часть пойдет в Саудовскую Аравию и Гонконг.

Предприятие «якорное», то есть тут могут открываться новые сопутствующие производства. В планах есть расширение за счет смежных областей. Это развитие фермерства, закуп животных, а также выпуск йогуртов. Китайцы хотят инвестировать в создание в Туркестане производства косметики из верблюжьего молока, завода по выпуску консервов и переработке молочной продукции и прочее. Проект патронирует посольство КНР.

Но для развития нужно увеличить количество животноводческих хозяйств, наладить кредитование производителей, поставить страхование агробизнеса. Эксперты отмечают, что представительства китайских банков пока не имеют гибких программ финансирования, позволяющих оживить деловую среду, а условия в банках бьют по карману сельчан.

Если говорить о металлургии, то в 2016 году ТОО Sin Yuan Steel построило завод в индустриальной зоне «Онтустик» в Шымкенте. Это, как обещают, до 700 тысяч тонн металлопроката в год. Компания – один из крупнейших производителей в Казахстане и в Центральной Азии.

Сумма инвестиций в сталелитейный завод – $50 млн. В 2006 году здесь был маленький завод «Амир-А». Он производил в год 50 тысяч тонн готовой продукции. В 2016 году в предприятие были уже вложены средства китайского инвестора. Поскольку предприятие энергоемкое, а электрических мощностей промзоны недостаточно, то инвесторы выделили еще $5 млн на строительство подстанции, которая не только покрывает потребности, но и позволяет продавать электроэнергию.

Работает предприятие на высококачественном сырье со всей Центральной Азии. Предполагается, что объем продукции завода обеспечит более половины потребности страны, а это уже серьезная конкуренция иностранному бизнесу. До этого 500 тысяч тонн металлолома ежегодно экспортировалось в Россию и страны Центральной Азии. Затем страна уже покупала 500 тысяч тонн готовой продукции.

Сейчас в Казахстане незначительное количество сталепроката. На Карагандинском сталепрокатном заводе выпускают порядка 100 тысяч тонн в год. Карагандинский завод при этом занимает лишь 10% казахстанского рынка. Главный конкурент завода – российские производители металлов, которым принадлежит 80% казахстанского рынка. Вот на этот объем нацелена совместная казахско-китайская продукция. Доля их стороны на сталелитейном заводе составляет 87 %, казахстанской – 13%. Одна из потенциальных проблем – невысокий имидж китайской металлопродукции по сравнению с той же российской.

Что до продвижения совместных проектов, то в Алматы есть Союз китайских предпринимателей в Казахстане. В его состав входят 30 компаний из КНР. Основной задачей тут называют поддержку китайских компаний, информационное взаимодействие, консалтинг, помощь в сотрудничестве с казахстанским бизнесом, госорганами.

По словам членов этого Союза, хваленый бизнес-климат в Казахстане портят бюрократия, сложность законодательной и правоприменительной практики, разница в стандартах, технологическом уровне и деловой этики китайских и казахстанских компаний.

Опять же вся господдержка со стороны политического руководства Китая и Казахстана и льготный режим работают на крупные предприятия и тех, кто попал в загадочную программу «51 проект». МСБ по факту предоставлен сама себе. Небольшой объем финансирования, который могут предоставить представительства китайских банков в Казахстане, а по словам представителя Kazakh Invest, кредитный инвестиционный портфель составляет до $5 млн, серьезно ограничивает деятельность таких предприятий. Хотя потребность на рынке «реальной экономики простых вещей» в Казахстане очень высока.

иллюстрации из открытых источников

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33