Тенге слабеет - доходы казны разбухают
Курс тенге продолжит плавное снижение, что будет провоцировать инфляцию и сокращение покупательской способности граждан, однако доходы госказны будут продолжать расти. Такие выводы следуют из исследования АО «Халык-финанс», аналитики которого представили свои выводы об итогах 2018 года и структурных проблемах, поразивших экономику Казахстана.
Подорожавшая нефть в паре со слабым тенге даже при высоких расходах приблизили консолидированный бюджет к балансу в 2018 году, накопление резервов в Нацфонде также возобновилось. Вместе с этим выросла зависимость госбюджета от нефти, повысилось использование внебюджетных фондов, сообщили аналитики «Халык-финанс». В 2018 году доходы госбюджета выросли на 15%: наиболее сильный рост поступления налогов наблюдался от внешнего сектора, опережая рост ВВП, при более слабом вкладе внутренних налогов, что свидетельствует о слабом восстановлении несырьевого сектора.
Затраты госбюджета выросли на 9%: основной рост наблюдался в социальной сфере, где расходы составили почти 5% от ВВП, а по другим крупным статьям отмечена отрицательная динамика. Дефицит госбюджета по итогам 2018 года составил 833 млрд тенге или -1,4% от ВВП, что является наилучшим показателем более чем за 10 лет.
Основной эффект на рост доходов госбюджета в 2018 году оказало повышение цен на нефть на 30%, рост экспорта минерального топлива на 4%, а также ослабление тенге почти на 17% со второго квартала прошлого года. В результате, зависимость госбюджета от доходов нефтедобывающего сектора еще более выросла – доля нефтяных доходов в консолидированном бюджете повысилась до 36% в 2018 году с 29% в 2017 году.
Более чем двукратное обесценение тенге в течение последних нескольких лет является компенсаторным механизмом для упавших цен на нефть, благодаря чему доходы консолидированного бюджета почти восстановились до докризисных уровней, когда нефть стоила более ста долларов за баррель. В то же время это означает, что бремя восполнения выпавших доходов бюджета в конечном итоге переложено на частный сектор и население, что подтверждается ростом экономики при взлете плохих кредитов и падении реальных зарплат населения.
Поступления налогов в Нацфонд достигли 3,2 трлн тенге в 2018 году и не дотянули до рекорда 2015 года всего 267 млрд тенге, при этом поступления превысили изъятия из него впервые с 2015 года. Тем самым, в 2018 году возобновилось накопления нефтедоходов, а средства Нацфонда превысили 40% от ВВП. Валютные активы также показали небольшой рост до 57,7 млрд тенге.
Очередные меры по поддержке банковской системы способствовали сохранению высокого ненефтяного дефицита госбюджета в размере около -8% от ВВП в 2018 году (-12,8% от ВВП в 2017 году), что наглядно демонстрирует сохраняющиеся риски в банковской системе вследствие неразвитости частного сектора экономики.
Сократив использование средств Нацфонда, государство обратилось к ресурсам квазигосударственного сектора, Нацбанка и ЕНПФ, доля которых в консолидированных расходах бюджета составила 5% в 2018 году и вероятно достигнет 8% в текущем году на фоне продолжения оказания помощи банкам. Перераспределение бюджетных средств в квазигосударственный сектор, в том числе за счет внебюджетных фондов, поддерживает высокую долю участия госсектора в экономике и не способствует развитию несырьевого сектора.
Доходы государственного бюджета в 2018 году, без учета трансфертов Нацфонда, выросли на 1 трлн тенге или на 15% год к году до 8,2 трлн тенге, как результат повышения налоговых поступлений почти на 16% и перевыполнения плана на 2%. Трансферты Нацфонда без учета выделения 2,1 трлн тенге на оздоровление банков в 2017 году увеличились на 0,3 трлн тенге или на 13% год к году до 2,6 трлн тенге.
Трансферты Нацфонда остаются наиболее весомой статьей поступлений госбюджета в размере 24% от общих, что на 30% выше поступлений от НДС – крупнейшей статьи среди налоговых доходов. В разбивке по налоговым поступлениям наблюдается рост по КПН +10% год к году, ИПН +12% год к году, социальный налог +7% год к году, НДС +22% год к году.
При этом, поступления НДС на товары и услуги, произведенные в Казахстане, выросли на 48% год к году из-за низкого значения в аналогичном периоде прошлого года и роста переработки нефти, по импорту наблюдается рост на 10%.
Увеличение поступлений по ИПН и соцналогу в 2018 году сопровождалось ростом номинальной зарплаты на 7% и снижением размера соцналога с 9,5% до 7,5%, при одновременном небольшом превышении плановых значений. Рост поступлений по НДС на 22% значительно опережает повышение импорта на 11% год к году за январь-ноябрь 2018 года и рост номинального оборота торговли на 15% год к году. Значение НДС для бюджета сохраняется на высоком уровне, доля доходов от НДС относительно ВВП увеличилась до 3,4% за 2018 год - 3,1% в 2017 году. Поступления по корпоративному подоходному налогу не изменились, доля этого налога относительно ВВП осталась на уровне 2,9% но ниже 3,1% в 2016 году. Поступления по КПН были на 4% ниже запланированных, что можно связать с проблемами в несырьевой части экономики. К примеру, в двух регионах и Астане наблюдалось падение ВВП, слабый рост экономики был в четырех регионах и Алматы, где рост был ниже 3% при 4,1% в среднем по республике.
Поступления налогов в Нацфонд в 2018 года повысились на 60% год к году до 3,2 трлн тенге, на что повлиял рост стоимости нефти на 30% и увеличение объемов экспорта минерального топлива на 4%. Рост обеспечили поступления по КПН на 76% год к году, в два с половиной раза выросли поступления по доле РК в соглашениях по разделу продукции, в два раза увеличились поступления от рентного налога на экспорт и бонусов, снижение наблюдалось по НДПИ на 26% год к году. С учетом падения поступлений по НДПИ на 26% год к году, на второе место по размеру поступающих сумм вышли поступления по доле Казахстана по соглашениям о разделе продукции, что можно отнести на влияние Кашагана и ТШО, где объемы добычи поступательно увеличиваются.
Использование средств Нацфонда в 2018 году составило 2,6 трлн тенге до октября, после чего поступления в Нацфонд начали накапливаться, что произошло впервые с 2015 года ввиду роста выручки от экспорта и ослабления тенге, а также прекращения выделения средств на целевой трансферт. Как следствие, средства Нацфонда стабилизировались на уровне 2017 года в 43% от ВВП. Валютные активы Нацфонда, которые с начала года снижались, в октябре перестали сокращаться и незначительно выросли к концу года до 57,7 млрд долларов.
В 2018 году прогнозная стоимость нефти, заложенная в бюджет, была увеличена с 55 до 65 доларов за баррель. С учетом более слабого обменного курса доходная часть бюджета существенно повысилась. На период низких цен на нефть в 2015-2018 годах, когда средняя цена была на уровне 55 долларов за баррель, слабый курс тенге на уровне около 340 в среднем в аналогичном периоде сыграл решающую роль в поддержании доходов госбюджета. Крайняя зависимость госбюджета от доходов от нефтяного сектора демонстрируется почти 100%-ой корреляцией между реальными изменениями цен на нефть и реальными доходами госбюджета, где в последние годы благодаря слабому тенге доходы госбюджета приблизились к уровню 2010-2014 годов, когда средние цены на нефть соответствовали 100 долларам за баррель.
Помимо положительного влияния увеличения расходов госбюджета на поддержку экономики в период кризиса, значительные средства расходовались на помощь банкам, что являлось скорее пожарной мерой, так как она была направлена на борьбу со следствием, а не причиной. Корень проблем лежит в плоскости структурных проблем в экономике, накопившихся под влиянием проявлений «голландской болезни» и отсутствия прогресса в исправлении исторически сложившегося перекоса в сторону сырьевого сектора. К примеру, без раздутых трат на спасение банков и других неэффективных расходов, размер дефицита консолидированного бюджета в 2014-2018 годах, в среднем не превышал бы 3% от ВВП тенге, в свою очередь, мог бы быть более крепким, тогда как в текущих условиях из-за обесценения нацвалюты население и компании расплачиваются потерей в своих доходах.
На фоне сокращения использования средств Нацфонда за счет прекращения практики использования целевого трансферта с 2018 года, государство начало активно задействовать внебюджетные фонды на нужды банковской системы.
В 2018 году финансовые органы государства задействовали примерно 0,6 трлн тенге, в текущем году на программу повышения ликвидности предусматриваются средства в размере 533 млрд тенге, которые планируются из совместных средств Нацбанка и ЕНПФ. АО «Фонд проблемных кредитов» приобрел у АО «Цеснабанк» портфель сельскохозяйственных кредитов на сумму 604 млрд тенге.
В результате, с учетом данных расходов, ненефтяной дефицит консолидированного бюджета увеличивается на величину данных затрат. В соответствии с правилами по статистике государственных финансов, данные средства должны консолидироваться в расходах бюджета, в результате чего ненефтяной дефицит консолидированного бюджета по итогам 2019 года может составить –8% от ВВП.
На фоне антикризисной поддержки экономики, размер правительственного долга в Казахстане почти удвоился с 2011 года, достигнув 17,2% от ВВП, что явственно характеризует высокую зависимость Казахстана от нефти. Как следствие, Казахстан оказался в ряду нефтедобывающих стран с наиболее высоким увеличением долга правительства в указанном периоде: по данным МВФ, в Азербайджане и Алжире он вырос в 2,5 раза, в 4 раза в Кувейте, в 5 раз в Саудовской Аравии.
Умеренное увеличение правительственного долга за последние 6 лет продемонстрировала Норвегия на 20%, Мексика на 26%, Россия на 30%. Тем не менее, благодаря наличию резервов Нацфонда, размер правительственного долга находится на невысоком уровне в Казахстане в сравнении со странами с развивающейся экономикой, где его размер в среднем составляет 50% от ВВП.
иллюстрации из открытых источников