Возьмет ли Досаев новую метлу?
У нового председателя Нацбанка Ерболата Досаева есть шанс сделать перезагрузку финансовой системы Казахстана. И дело не только в том, что мы приближаемся к новому финансовому цунами, но и в том, что это совершенно нормально – менять экономическую модель развития страны каждые четверть века. Тем более, что сейчас страна расплачивается за тот явный перекос, который существовал на финансовом рынке сначала в сторону банков, а теперь - и квазигоссектора.
Совершенно очевидно, что банки исчерпали свои ресурсы кредитования экономики. Да и экономика уже не может развиваться в том стандартном русле, когда государство выделяет деньги, а банки их распределяют. И уж тем более, когда государство, а точнее, наши с вами деньги выделяются на спасение то одного банка, то другого.
Все это в конечно итоге бьет по самому больному – доверию между населением и правительством и Нацбанком.
В начале этого года exclusive провел экспертный опрос о развитии финансового рынка Казахстана. И конечно же, мы спросили экспертов о том, как они оценивают политику Нацбанка.
Этот график очень красноречиво показывает, что на финансовом рынке страны полноценный кризис доверия. При этом, совокупно антирейтинг доверия возглавляет регулятор.
Можно долго анализировать, почему и как это случилось. Но наша цель в другом – попытаться ответить на вопрос: что же делать?
Гипотеза на рассмотрение – ликвидировать перекос в сторону банков, и начать сбалансированное развитие всех финансовых институтов: БВУ, страхового и фондового рынков.
Кто-то скажет, что это утопия в условиях, когда последние пять лет мы стремительно теряем свои позиции по такому индикатору в "Глобальном Индексе Конкурентоспособности" как "Развитость финансового рынка", где Казахстан на текущий момент занимает 114 место, опустившись с 103 строчки в 2013 году. На последних местах мы и по таким индикаторам, как "Получение финансирования на внутреннем фондовом рынке" (108 в рейтинге) и "Регулирование оборота ценных бумаг" (117 место).
Но есть и хорошая новость – можно сделать рывок за счет эффекта низкой базы.
Мы предлагаем начать с фондового рынка, поскольку экономика задыхается от недостатка денег в то время, как банки буквально завалены излишней ликвидностью, но абсурдность ситуации в том, что им абсолютно не выгодно кредитовать экономику, если они хотят соответствовать требованиям регулятора.
По сути, наша экономика больна сахарным диабетом, когда клетки голодают во время изобилия. На самом деле, денег в стране очень много. Проблема в том, что в лучшем случае они не работают, в худшем – используются оскорбительно не эффективно.
Но, похоже, новому правительству, на период работы которого с большей долей вероятностью придется пик кризиса, нужны новые, почти креативные решения. Впрочем, креатив в наших условиях – это обыкновенный здравый смысл, когда понадобятся серьезные усилия, чтобы даже здравые идеи удалось реализовать.
Итак, экономика находится в состоянии угрожающего количества финансовых тромбов. Медики знают, что оторванный тромб может грозить внезапной смертью. Как почистить сосуды? Вроде бы понятно: правительство вот уже который год безуспешно пытается уменьшить свое присутствие в экономике. Но, по какой-то сакральной причине, оно только растет.
Более того, судя по тому, что президент дал установку поднимать социальные расходы, проблема поступлений в бюджет встанет с еще большей остротой. Откровенно говоря, если он надеется таким образом успокоить обозленных людей, то это вряд ли даст долгосрочный эффект. Тем более, что средства будут вновь изъяты из Нацфонда, а он уже давно не резиновый.
Так же как и диабет, наши болезни можно вылечить, только изменив сам образ жизни: в первую очередь, отказаться от вредной пищи и больше двигаться. Прием препаратов в виде допинга из Нацфонда будет только контролировать уровень сахара в крови, но никак не остановит системные разрушения организма.
Вредная пища – это госпрограммы поддержки, которые финансируются через БВУ по ставкам ниже рыночных, что делает привлечение капитала на рынке невыгодным.
И было бы это не так уж плохо, если бы положение бизнеса улучшалось. Но эффект ровно противоположный: у заемщиков все заложено-перезаложено, а новых проектов, за редчайшим исключением, нет. А те, что есть – им господдержка не нужна, у них другая бизнес-модель, которая исключает бюджетный допинг. Как упомянул один умный чиновник в частной беседе: нам нужны такие заемщики, которые в нас не нуждаются.
Исходя из этой логики, мы финансируем тех заемщиков, которых поддерживать уже не стоит. Поэтому, вести здоровый образ жизни – это создать оптимальную среду для развития бизнеса, независимо от его размера. Рецепты эффективной нефинансовой господдержки стары как мир: отличная инфраструктура, логистика, маркетинг, тарифы, налоговое стимулирование, прозрачность и пр. Но это сложно. Это надо думать и работать. Проще дать денег. Благо, будем надеяться, что скоро они кончатся. Ну или их станет меньше – наша ресурсная экономика под давлением цен.
Другими словами, у нас нет иного выхода, кроме как поменять образ жизни. Либо нас заставят внешние обстоятельства, либо мы все же каким-то чудом начнем это делать сами.
Если быть оптимистичным, то наш центральный госаппарат можно заподозрить в усталости от собственной неэффективности и, если премьер даст понять, что он готов к действительно серьезным изменениям, то по крайней мере сознательного саботажа не будет.
Даулет Сембаев – автор бесценной мудрости: если не знаешь, как поступать, поступай по закону. Перефразировав ее можно сказать: заработать становится все труднее, поэтому пришло время работать эффективно. Правда, это предполагает еще и серьезную административную реформу, когда эффективность поощряется, когда госслужащий имеет финансовые, правовые и социальные гарантии. Пока же государева служба превратилась в отстойник для людей, не способных найти себя на рынке. Вот как раз от таких и стоит избавиться.
Вопрос компетентности кадров достиг своего предела с одной стороны, а с другой, даже продуктивный человек не сможет быть эффективным в условиях неэффективной системы в целом.
Итак, деньги в стране есть, но из-за такой категории как отсутствие доверия, они не работают. Вообще, нет более экономической категории как доверие. Его отсутствие или наличие делает страну процветающей или стагнирующей. Недоверие к государству разбило нашу экономику на несколько частей, каждая из которых пытается выжить самостоятельно. Но, возможно, именно развитие фондового рынка как механизма взаимной заинтересованности, может сейчас вызвать эффект синергии, когда один сегмент будет работать на развитие других. Тем более сейчас, когда стало очевидным, что чрезмерное увлечение прямым кредитованием исчерпало свои возможности.
Как выразился один из наших собеседников:
«Если я буду верить в рост фондового рынка, я буду верить в рост экономики. И за эту веру я буду получать доходы. Страны развиваются за счет веры людей в свою страну, и за счет этой веры растет экономика.»
Можно привести очень много контрдоводов. Но трудно спорить с следующим. Во-первых, все больше людей понимают, что государственное финансирование экономики через кредитование – путь в никуда. Можно и дальше повышать закредитованность предприятий, но их роста мы уже не увидим. Во-вторых, фондовый рынок - это что можем сейчас стать дайвером развития экономики. У людей всегда должна быть альтернатива и фондовый рынок может ею стать. В-третьих, речь идет именно о создании системы, при которой сбалансированное развитие банковского, фондового и страхового рынков будет выгодным для наших финансово-промышленных групп, большинство из которых по факту уже сейчас имеет в своих бизнесах эти составляющие.
Это должен быть комплекс экономических реформ. Не затыкание дыр или поиск виноватых, а анализ причин того, почему бизнес стал меньше зарабатывать? Видимо, из-за падения спроса. Как его стимулировать? Как повысить реальные доходы и влить их в экономический рост? Это вопрос для широкой экспертной дискуссии.
Какова в этом роль Национального банка – в следующем материале.
иллюстрации из открытых источников