Экономика самопоглощения
Займы в финансировании отечественных предприятий за последние 5 лет сократились на 30%. Доля собственного капитала в финансировании отечественных предприятий за последние пять лет увеличилась с 58% до 73%. Причиной послужило резкое сокращение заёмных средств в 2017 году, вызванное снижением иностранного финансирования на 77,4%. Тем не менее, инвестиционная политика Казахстана показала положительную динамику по итогам первого полугодия 2019 года, в частности, займы со стороны нерезидентов достигли уровня 37,6%. Для сравнения: за аналогичный период 2018 года показатель составлял 32,8%.
За последние пять лет инвестиционная политика Казахстана обеспечила среднегодовой рост инвестиций в основной капитал на уровне 12,8%.
Отечественные компании планомерно усиливают финансовую устойчивость — объём инвестиций в основной капитал в 2018 году достиг 11,1 трлн тенге, из них 8,1 трлн тенге привлечены из собственных средств предприятий. То есть финансирование инвестиционной деятельности предприятий на 73% состоит из собственных активов. Для сравнения: в 2014 году собственные вложения составляли 58% от общего объёма инвестиций.
По итогам первого полугодия 2019 года объём капиталовложений составил 5,3 трлн тенге, из них 4,4 трлн тенге привлечены из собственных средств предприятий.
Основной причиной роста финансирования проектов за счёт собственного капитала является сокращение доли заёмных средств, которые за последние 5 лет уменьшились на 30%. При этом резкий скачок произошел в 2017 году и был вызван снижением займов за год со стороны нерезидентов сразу на 77,4%.
На текущий момент государственная политика демонстрирует постепенное улучшение ситуации с иностранными займами. Так, по итогам первого полугодия 2019 года объём займов со стороны нерезидентов достиг 101,8 млрд тенге, что составило 37,6% от общего объёма заёмных средств. За аналогичный период 2018 года показатель составлял 32,8%.
Среди ключевых мер Правительства по развитию инвестиционной привлекательности страны за первое полугодие 2019 года можно выделить:
-
создание Координационного совета по вопросам привлечения инвестиций;
-
назначение Премьер-Министра А. Мамина инвестиционным омбудсменом по координации и эффективному взаимодействию с инвесторами;
-
преобразование Международного финансового центра «Астана» в региональный инвестиционный хаб;
-
усиление правовой основы, в частности, выработаны предложения совместно с Генеральной Прокуратурой и Верховным Судом по вопросам обеспечения верховенства закона и защиты прав инвесторов;
-
упрощение визового и миграционного режима с внедрением современных цифровых технологий.
В условиях меняющейся конъюнктуры рынка темпы развития отечественных компаний ограничены из-за снижения возможностей по дополнительному увеличению активов. Доля кредитования банковского сектора в общем объёме капиталовложений по итогам 2018 года составила лишь 6,8% (в 2017 году — 7,4%). Для сравнения: в развитых странах данный показатель варьируется от 20% до 30%.
Наибольший объём капиталовложений поступает в промышленный сектор. Так, по итогам первого полугодия 2019 года Атырауской областью привлечено 2,1 трлн тенге. Следом по объёму инвестиций в ТОП-3 регионов входят города Нур-Султан и Алматы, которые привлекли 359,3 млрд тенге и 331,5 млрд тенге соответственно. Перечисленными регионами совокупно привлечено 53,4% инвестиций.
На расширенном заседании Правительства Казахстана Премьер-Министр А. Мамин поставил задачу ежегодного повышения объёма инвестиций в основной капитал в среднем на 20%. Для достижения данной цели в течение пяти лет необходимо привлечь 30 трлн тенге инвестиций. Учитывая, что уже определен пул проектов на сумму 12,4 трлн тенге, Правительству необходимо дополнительно привлекать в среднем по 3 трлн тенге инвестиций ежегодно.
По состоянию на первое полугодие 2019 года объём внешних инвестиций достиг 1,9 трлн тенге, увеличившись на 39% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.
К 2025 году Правительством Казахстана планируется увеличить годовой объём прямых иностранных инвестиций с текущих 24 млрд долл. США до 34 млрд долл. США. Для реализации данной задачи 30 июля 2019 года постановлением Правительства утверждена Дорожная карта по дальнейшему привлечению инвестиций в Республику Казахстан. Дорожная карта состоит из 19 мероприятий, среди которых:
-
включение в модельный контракт на реализацию инвестиционного проекта положений рекомендательного характера касательно применимого права контракта права МФЦА и судебной (арбитражной) оговорки Суда МФЦА или МАЦ путём внесения соответствующих изменений;
-
проработка вопроса с контрагентами по всем заключённым и заключаемым контрактам с иностранным элементом определения в качестве применимого права договоров права МФЦА и использование для судебной (арбитражной) оговорки Суда МФЦА или МАЦ вместо судебных или арбитражных инстанций других иностранных юрисдикций;
-
вынесение на Межведомственную комиссию концепции законопроекта по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата;
-
проработка вопроса унификации налоговых льгот в МФЦА, Международном технопарке IT-стартапов «Astana Hub», АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» и АО «Назарбаев Университет»;
-
активное вовлечение институтов развития в работу по привлечению прямых и портфельных иностранных инвестиций, в том числе через развитие компетенций и применение инструментов проектного и венчурного финансирования, рынков капитала и управления частными активами на площадке МФЦА.
Однако большинство отраслей экономики испытывают нехватку средств для финансирования инвестиций. Их объёмы недостаточно велики, что замедляет темпы развития национальной экономики и не позволяет Казахстану интегрироваться в мировые инвестиционные потоки. Данную проблему возможно решить за счёт использования потенциала фондового рынка для финансирования инвестиций.
За первое полугодие 2019 года наблюдается ускорение темпов роста экономики с 2,9% до 4,1%. Основными источниками роста являются такие отрасли, как промышленность, строительство, транспорт, торговля, сельское хозяйство и связь. Наибольший импульс на изменение индекса физического объёма оказали сферы строительства (рост составил 11,1%), торговли (7,5%) и транспорта (5,3%).
За аналогичный период капиталовложения предприятий промышленного сектора составили 3,4 трлн тенге, при этом объём произведённой продукции достиг 14,3 трлн тенге. По сравнению с первым полугодием 2018 года реальное увеличение производства составило 2,6% (или 1,1 трлн тенге). Увеличение наблюдается в 14 регионах республики, а наибольший рост зафиксирован в городе Шымкенте (+25,1%), Восточно-Казахстанской (+12,7%) и Костанайской (+12,3%) областях.
Инвестиционные потоки в строительство достигли 52,9 млрд тенге, а объём выполненных строительных работ составил 1,4 трлн тенге (за аналогичный период 2018 года — 1,3 трлн тенге). В оптовую и розничную торговлю, ремонт автомобилей и мотоциклов инвестировано 117,4 млрд тенге, а объём выпущенной продукции достиг 16 трлн тенге.
В 2018 году введено более 100 инвестиционных проектов на сумму 1,3 трлн тенге, которые обеспечили более 13 тыс. рабочих мест. С участием иностранного капитала реализовано 27 проектов на сумму 3,1 млрд долл. США. Также приняты решения об инвестировании по 39 проектам стоимостью 8,6 млрд долл. США.
Среди наиболее масштабных проектов можно выделить строительство горно-обогатительного комплекса в Восточно-Казахстанской области на сумму 133,8 млрд тенге, комплекса по производству колёс железнодорожного назначения в Павлодарской области на сумму 54,1 млрд тенге, ферросплавного завода в Карагандинской области на сумму 34 млрд тенге.
В 2019 году планируется ввести около 120 проектов на сумму 1,1 трлн тенге с созданием 20 тыс. постоянных рабочих мест.