S&P: Казахстан и Азербайджан столкнулись с растущим скептицизмом инвесторов
Спустя три десятилетия после обретения независимости, Азербайджан и Казахстан вынуждены убеждать инвесторов и рынок в конкурентоспособности новых нефтяных проектов в Каспийском регионе, пишет S&P.
Последние месяцы продемонстрировали снижение привлекательности региона, который когда-то рассматривался как «трофей конца холодной войны и краха СССР». В ноябре Chevron продала 9,6% в главном нефтяном комплексе Азербайджана, Azeri-Chirag-Deepwater Gunashli (ACG), ExxonMobil заявила, что хочет продать свои 7%, поскольку обе компании сосредоточены на добыче сланцевой нефти.
Добыча нефти на ACG в 2019 году упала на 8% и сейчас примерно на треть ниже уровня 2010 года, составив 540 тысяч баррелей в сутки в первые девять месяцев года.
В Казахстане добыча все еще растет, но рынок все более скептически относится к стоимости проектов. Так акционеры Chevron негативно отреагировали на сообщение об увеличении стоимости проекта по расширению на месторождении Тенгиз (на $10 млрд), а также о задержке проекта.
У Казахстана есть преимущество в виде роста добычи нефти. Ожидается, что добыча на Тенгизе достигнет 900 000 баррелей в сутки после того, как в 2023 году будет запущен очередной проект расширения.
Есть и признаки повышения надежности в проблемном Кашаганском проекте, который назвали «провалом отрасли» из-за цены в $55 млрд. Уровень добычи на Кашагане недавно превысил 420 000 баррелей в сутки, пишет S&P.
«Ограничения Казахстана, однако, становятся очевидными. На стратегическом уровне. Есть свидетельства того, что Россия сохраняет значительный контроль над соседом. Некогда популярные идеи о том, что через Каспий в Азербайджан может быть построен нефтепровод для экспорта казахстанской нефти, сегодня кажутся надуманными. Казахстан по-прежнему сильно зависит от трубопровода КТК, проходящего через юг России до порта Новороссийск».
И хотя международные нефтяные компании заявляют о контроле над затратами в регионе, Казахстан это «несбывшаяся надежда, поскольку недовольство растущими затратами выходит за пределы Тенгиза».
Хоть Казахстан и принимает шаги по стимулированию добычи на своих многочисленных зрелых нефтяных месторождениях, а спрос на азербайджанскую и казахстанскую нефть достаточно высок, но общая картина в Каспийском регионе — это неопределенность и стагнация перед лицом геополитической напряженности, глобальной конкуренции за инвестиции, сомнений в спросе на ресурсы и потенциальной политической нестабильности.
Так лондонский аналитический центр Chatham House в своем отчете пришел к выводу, что риски политической нестабильности возрастают из-за смены президента в Казахстане.