понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Экономический прогноз на 2020 год

Жарас Ахметов, экономист

Экономическое прогнозирование – это самостоятельный раздел экономики, опирающийся на довольно развитый математический аппарат. С экономическим моделированием, на основе которого и создаются прогнозы, связаны имена таких выдающихся экономистов как Ян Тинберген и Лоуренс Клейн. Оба в свое время стали лауреатами премии памяти Альфреда Нобеля за разработку математических моделей экономики.

Сегодня редко найдешь правительство или центральный банк, который не имел бы собственной макроэконометрической модели, используемой для прогнозирования. В Казахстане свои модели есть у Института экономических исследований и у Национального банка. Министерство национальной экономики ежегодно у себя на сайте в открытом доступе размещает прогноз социально-экономического развития страны на пять лет вперед (ссылка на страницу с прогнозами: https://economy.gov.kz/ru/kategorii/pser).

Международные финансовые организации, в том числе Всемирный банк, также ежегодно публикуют свои прогнозы изменений как в мировой экономике, так и в региональных (ссылка на страницу с прогнозами: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/2140/discover?filtertype=dateIssued&filter_relational_operator=equals&filter=%5B2010+TO+2019%5D).

Но есть проблема с точностью прогнозов. Недаром, Джон Кеннет Гэлбрейт, известный американский экономист, в одной из своих книг сформулировал забавный афоризм: «Единственная функция экономического прогноза состоит в том, чтобы астрология выглядела более респектабельно».

В таблице 1 приведены прогнозы Всемирного банка за разные годы по росту ВВП Казахстана.

 

Прогноз 2013 г.

Прогноз 2015 г.

Прогноз 2017 г.

Прогноз 2019 г.

Реальные данные

Расхождение

2013

5.0%

     

6.0%

20.0%

2014

5.3%

     

4.2%

20.8%

2015

5.5%

1.8%

   

1.2%

-78.2%

2016

 

3.2%

   

1.1%

-65.6%

2017

 

4.7%

2.2%

 

4.1%

-12.8%

2018

   

3.7%

 

4.1%

10.8%

2019

   

4.0%

3.5%

   

2020

     

3.2%

   

2021

     

3.2%

   

 

Мы видим, что расхождения бывают довольно значительными. Причины кроются и в адекватности предположений, на которых строятся прогностические модели, и в приблизительном описании текущего состояния экономики, которое содержит ошибки. Важно еще то, что большинство моделей не могут предугадывать сильные внешние шоки. Например, в 2013 г. никто не мог предвидеть резкого падения цен на нефть в 2014 – 2015 гг. Отсюда и такое расхождение между прогнозом роста ВВП и реальным значением.

Дискуссии о том, как повысить качество моделей идут уже не одно десятилетие, но мы не будем останавливаться на них, потому что это заведет нас слишком далеко.

Итак, что же нас ждет в наступающем году?

Всемирный банк прогнозирует, что экономика вырастет на 3,2%. Министерство национальной экономики предполагает рост на 4,1%. По большому счету, кто бы из них не был прав, мы в своей повседневной жизни особой разницы не ощутим. Поэтому, примем, что при условии сохранения текущих тенденций и в следующем году, экономика вырастет в пределах от 3% до 4,5%. В такой ситуации не стоит ждать резкого роста доходов населения. МНЭ РК прогнозирует, что реальные зарплаты вырастут на 1%. Инфляция будет удерживаться в коридоре 4 – 6%.

В общем, если не будет серьезных потрясений, нас ждет примерно такой же год, что и уходящий: без взлетов, но и без падений.

Поэтому, главный вопрос: а будут ли серьезные потрясения в следующем году и как они скажутся на нас?

Пытаясь ответить на этот вопрос, мы совершенно точно вступаем в область астрологии и гадания на кофейной гуще.

Что ж, давайте погадаем. Но чтобы придать гаданию немного респектабельности, обопремся на так называемые «шокирующие» прогнозы датского Saxo Bank (ссылка на страницу: https://www.home.saxo/ru-ru/insights/news-and-research/thought-leadership/outrageous-predictions). Как никак, их готовят профессионалы, хотя они и редко сбываются. Но, собственно говоря, Saxo Bank не ставит своей задачей сделать точный прогноз. Как они пишут в предисловии, предсказания — это что-то вроде шуточного, но полезного упражнения, которое помогает подготовиться к будущему, учитывая весь возможный диапазон экономических и политических результатов. Именно так мы позиционируем ежегодные «Шокирующие предсказания» Saxo: не как прогноз того, что принесет 2020 год, а как попытку рассмотреть все, даже маловероятные варианты. Неизбежно, что самые разрушительные (и, следовательно, шокирующие) результаты оказываются неожиданностью при достижении консенсуса.

Мы не будем рассматривать все девять прогнозов, а постараемся выделить то, что касается непосредственно нас.

Первое. Рост инвестиционной привлекательности традиционной энергетики, сопровождаемый ростом цен на нефть до 90 долларов за баррель. Хорошие прогнозы, означающие, в том числе рост притока инвестиций в нефтяной сектор. Чтобы количественно оценить, как это скажется на нашей экономике, нужно иметь под рукой хорошую модель, которой нет, поэтому ограничимся предположением о том, что резкого улучшения экономических показателей не будет. При высоких ценах на нефть в начале десятилетия темпы роста снижались, что сигнализировало о наличие системных проблем. Проблемы же никуда не делись.

Второе. Девальвация доллара на фоне стагфляции в экономике США. Если так случится, то тенге будет укрепляться, импорт станет более привлекательным, а это ударит по обрабатывающей промышленности и сфере услуг, в первую очередь, профессиональных. Компенсироваться будет за счет усиления роли государства и перетоков ресурсов и горнодобывающего сектора. Системные проблемы будут усиливаться, что, однако, будет не очень заметно на фоне внешней благоприятной конъюнктуры.

Помним, что прогнозы Saxo Bank, скорее шуточные, чем серьезные. Но если выжать из них серьезное, то оно заключается в том, что не ожидается мировой рецессии и серьезного снижения цен на нефть. Так что, мы можем встречать наступающий год с умеренным оптимизмом. А насколько он оправдан – жизнь покажет.

 

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33