понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Чем должен заняться казахстанский Госплан?

Оспанов Канат

Все больше экспертов считают, что Казахстану необходимо Агентство по стратегическому планированию как некий прообраз Госплана. Как бы там ни было, ясно одно – стране необходима новая  экономическая модель.

Существующая модель экономики Казахстана себя исчерпала. Это стало очевидным после кризиса нефтяных цен в 2014 году. Бесперспективность сырьевой экономики признается и в Казахстане, и в России, чьи экономические модели схожи. В Казахстане принималось много различных государственных программ по преодолению сырьевого характера экономики, но по сути они не дали серьезного результата.

Главной причиной неуспешности государственных программ является либеральная модель экономической политики как в Казахстане, так и в России, основанная на принципе  невмешательства государства в экономическое развитие страны.

В либеральной модели от государства требуется лишь создание макроэкономических условий и условий для свободной торговли. Однако история многократно доказала, что либеральная модель выгодна лишь для стран-лидеров в мировой экономике (однако в последние годы даже США начинают отказываться от либеральных подходов и переходят к политике экономического национализма). Для стран, отставших в своем развитии, либеральная модель не дает шансов для экономического развития и достижения экономического суверенитета.

Международный опыт доказывает, что экономически развитые страны стали развитыми благодаря сочетанию государственного вмешательства, протекционизма и стратегических инвестиций, а не благодаря применению принципов свободной торговли. Именно этим объясняется успех экономических моделей послевоенной Японии, Южной Кореи, Тайваня, которые отличает умелое применение государственного планирования экономики в условиях частной экономики. Япония первой применила модель корпоративного государства, так называемую модель Japan Incorporated. По ее стопам последовали Южная Корея, Тайвань, а в последние десятилетия и КНР.

В этих странах государство полностью определяло стратегические направления экономического развития. Можно сказать, что во второй половине XX века только восточноазиатские экономики оказались более конкурентоспособными в сравнении с западными экономиками. Их успех объясняется тем фундаментальным фактом, что капитализму принципиально требуются стратегическая координация и управление.

Программы индустриализации, принимавшиеся в Казахстане, предусматривали только точечную поддержку отдельных предприятий. Однако индустриальная экономика означает очень развитое разделение труда, т.е. подразумевает создание сложных производственных цепочек – цепочек добавленной стоимости (ЦДС). Поэтому государственная поддержка только отдельных звеньев ЦДС не может дать конечного результата. В настоящее время частные предприятия самостоятельно создать сложные ЦДС не смогут по ряду объективных причин.

Действующие программы поддержки МСБ предусматривают лишь финансовую поддержку субъектов МСБ. Однако в условиях неопределенности сбыта и отсутствия поставщиков сырья и комплектующих невозможно ожидать развития самого главного - промышленного МСБ. В развитых странах крупные корпорации составляют «скелет» экономики, а промышленный МСБ, работающий на крупные корпорации, соответственно, - «мясо» экономики.

Пример Японии

Япония является первым и наиболее ярким примером индустриализации в Азии в послевоенный период. Ведущим ведомством, осуществлявшим индустриализацию страны, являлось Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). С самого начала своей деятельности МВТП начало реализацию концепции «приоритетных производств». Основная идея этой концепции состояла в следующем: необходимо дать толчок развитию определенных отраслей, которые помогут постепенно вывести всю экономику из послевоенной разрухи.

В 1950-е годы МВТП провозгласило цель повышения эффективности и технического уровня японских промышленных предприятий путем концентрации усилий на нескольких направлениях. Во-первых, на повышении качества используемых сырья и материалов. Во-вторых, на обновлении производственного аппарата. В-третьих, на модернизации всей системы управления предприятиями. Был определен круг отраслей и производств, на которые должны распространяться меры государственной поддержки и стимулирования. Всего было выделено 32 приоритетных производства, в том числе угледобыча, производство чугуна, стали и проката, рафинирование и прокат цветных металлов, производство химических удобрений, каустической соды и красителей, энергетического оборудования, оборудования электросвязи, металлорежущих станков, автомобилестроение, нефтеочистка, судостроение и т.д.

Для того, чтобы побудить частные компании приоритетных отраслей развиваться в желательных с точки зрения государства направлениях, был применен широкий комплекс стимулирующих мер. Во-первых, приоритетное финансирование предприятий выделенных производств по линии государственных финансовых институтов (в форме предоставления льготных кредитов по линии Банка развития Японии и Экспортно-импортного банка, а также субсидий из государственного бюджета). Во-вторых, льготное налогообложение предприятий с целью стимулирования инвестиций в оборудование и экспорта за счет расширения их собственной базы накопления. В-третьих, частные банки получали остро необходимые им кредиты Банка Японии при условии, что они в первую очередь будут кредитовать предприятия приоритетных отраслей и производств.

Таким образом, в 1950-е и 1960-е гг., решающий период индустриализации страны, государство в лице МВТП выступило фактически в роли Госплана. Оно определяло стратегию и принимало программы развития промышленности, сначала напрямую, а затем с помощью косвенных методов способствуя перераспределению ресурсов (сырья, технологий, финансов) между отраслями в соответствии с выстроенными им приоритетами и с помощью разных инструментов побуждая частные предприятия развиваться в русле намеченных направлений.

Что делать?

Отказаться от либеральных подходов и перейти к модели государственного планирования индустриальных ЦДС в Казахстане.

Государственное планирование отечественных ЦДС не означает, что звеньями ЦДС должны являться государственные компании. Речь не идет о наращивании государственных активов в экономике. Наоборот, абсолютное большинство либо полностью все звенья ЦДС должны быть субъектами частного предпринимательства. Роль государства заключается прежде всего в координации работы частных компаний в рамках приоритетных для страны ЦДС. Во-вторых, государство должно применить весь арсенал имеющихся у него средств для поддержки компаний – участников ЦДС (налоговые льготы, льготные кредиты, промышленные субсидии).

Частные компании таким образом будут заинтересованы в участии в ЦДС. Но их главный интерес будет в другом: в рамках производственных планов ЦДС частные предприятия получат долгосрочные контракты на поставку своей продукции. Это позволит им привлекать инвестиции и кредиты. Другой выигрыш заключается в том, что они будут четко знать своих поставщиков.

В рамках планирования деятельности ЦДС будут устанавливаться индикативные цены на поставляемую продукцию. В этих условиях частные предприятия будут стимулированы на снижение издержек для увеличения своей прибыли. А это означает увеличение эффективности работы всей ЦДС.

Государственное планирование ЦДС не означает также, что данное планирование должно осуществляться только государством. Частный бизнес должен быть полностью вовлечен в работу по планированию ЦДС. Фактически речь идет о государственно-частном планировании ЦДС.

На первом этапе участники ЦДС будут ориентированы в основном на поставки внутри страны. При достижении высокой производительности участники ЦДС смогут выходить на экспортные рынки, также получая поддержку государства. 

Для получения практического опыта планирования ЦДС, а также получения быстрейшего эффекта для экономики Казахстана необходима разработка и реализация приоритетных Национальных Индустриальных Проектов (НИПов). Таких проектов не должно быть много, так как необходим подбор   квалифицированных кадров и наработка опыта планирования ЦДС.

Подготовка и реализация НИПов должна осуществляться на принципах проектного управления. Соответственно, должны создаваться проектные офисы и проектные команды, в которые должны привлекаться высококвалифицированные кадры с соответствующей конкурентоспособной оплатой труда. Целесообразно софинансирование деятельности проектных офисов со стороны предприятий – ключевых участников ЦДС.

НИПы должны охватывать определенные промышленные сектора, дающие максимальный мультипликативный эффект для экономики Казахстана и создающие большое количество рабочих мест. Необходимо провести аналитическую работу для определения данных приоритетных промышленных секторов. В качестве кандидатов можно было бы рассмотреть следующие сектора промышленности: легковое автомобилестроение (включая автокомпоненты), нефтегазовое машиностроение (на первом этапе комплектующие и запчасти), горно-шахтное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство говядины, текстильная и обувная промышленность.

Новая экономическая модель не ограничивается лишь планированием ЦДС в экономике Казахстана. Потребуются новые подходы к денежно-кредитной политике, использованию ресурсов государственных финансовых институтов, налогово-бюджетной системе и т.д. Но, на наш взгляд, переход к государственному планированию ЦДС является тем ключевым звеном, потянув за которое можно перейти к новому этапу экономического развития Казахстана.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33