среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Эксперты не советуют «бежать» из ЕНПФ

В стране нашелся всего 61 человек, решившихся доверить часть своих пенсионных накоплений частным управляющим компаниям. Общая сумма таких переводов на счета трех управляющих компаний составит 130 млн тенге. Для сравнения, на улучшение жилищных условий в ЕНПФ поступило 158 276 заявлений. О чем это говорит? Exclusive.kz спросил об этом Мурата Темирханова, финансиста-экономиста, бывшего топ-менеджера одной из управляющих компаний.

- Когда мы ведем речь об управлению пенсионными активами частными управляющими компаниями, то нужно вспомнить, что этот вопрос возник еще в 2015 году. До 2013 года у нас было несколько частных пенсионных фондов, они были активны на фондовом рынке, но в связи со сканадалами был создан ЕНПФ, и фактически произошло огосударствление этого сектора экономики. Но, поскольку это было сделано насильственно и с сомнительной эффективностью, уже через два года Елбасы в своем послании осенью 2015 года поручил снова передать пенсионные активы в частное управление. И вот, спустя более 5 лет, была найдена такая форма передачи.

Прошло больше 5 лет с тех пор, как было принято решение. Как вы думаете, почему это заняло так много времени?

– Потому что было легче все собрать в одну государтсвенную структуру, а вот как опять перераспределить эти деньги – оказалось очень серьезной проблемой. Государство само создало негативный имидж частным управляющим компаниям, обвинив их в воровстве. Поэтому люди до сих пор не доверяют им.

Я не удивлюсь, если те 61 человек, которые передали свои пенсионные накопления управляющим компаниям, это сами сотрудники этих компаний. Нужно быть финансовым специалистом, чтобы оценить риски и преимущества такого шага. Простому человеку трудно принять взвешенное решение.

С вами трудно не согласиться, но, возможно, это объясняется не только не доверием к частным управляющим компаниям, но и тем, что сами управляющие компании очень пассивно продвигают свои услуги?

– Я, как бывший топ-менеджер управляющей компании, могу это объяснить. Дело в том, что сами управлющие компании не уверены, что смогут набрать критическую массу людей, которые передадут им свои пенсионные деньги в управление. 130 млн. тенге – это очень мало. Нужно набрать хотя бы 200 млн. долларов, чтобы начать работать не в убыток. Поэтому у управляющих компаний пока нет особого интереса. Мы видим, что только три компании подписали договор с ЕНПФ.

Может быть, дело и в том, что практически все они дочки банков и, в силу этого, возникает конфликт интересов?

– Нет, это не так. Например, есть достаточно хороший инструмент - так называемый Паевый Инвестиционный Фонд. Если депозит в банке можно разместить всего под 1 процент, то в «BCC инвест», «Халык финанс», «Центрас Капитал», «Фридом финанс» и т.д. может обеспечить вам от 5 до 10 процентов дохода в валюте. С точки зрения банков - это дополнительный бизнес, потому что деньги не уходят из финансовой группы, а остаются в ее инвестиционной компании. Другой вопрос – как убедить людей вкладывать в частные инвестиционные фонды. Большинство людей предпочитают купить недвижимость, потом что рынок капитала для них - это черный квадрат.

Какие еще инструменты, кроме ПИФов, вы можете назвать? Насколько они рискованы по сравнению с тем же депозитом или покупкой ценных бумаг?

– У управляющих компаний уже есть портфели, состоящие не только из валютных, но и тенговых инструментов. То, что предлагается по управлению пенсионными активами, во многом напоминает принцип ПИфов. Точно также подписывается инвестиционная декларация, где фиксируется, сколько будет инструментов, на каких условиях и пр. Разница только в том, что, в отличие от управления пенсионными активами, ПИФы предлагают более гибкие инструменты. Что касается пенсионных активов, то там регулятор поставил много ограничений – по валюте, по инструментам и пр.

Поэтому управляющие компании сегодня значительно ограничены в предложениях по использованию пенсионными активами. По сути, они могут предложить такую же доходность, как и ЕНПФ - 10,9 процентов. И это очень неплохая доходность при инфляции 7,5%. Даже тенговые депозиты, особенно в не очень ненадежных банках, не дают такую доходность. Портфель ЕНПФ очень прозрачен - на сайте вы можете получить всю детальную информацию. Лично меня сейчас доходность ЕНПФ устраивает. Я не исключаю, что управление пенсионными активами через управляющие компании потихоньку сойдет на нет и будет какое-то другое решение.

Значит, регулятор настолько ограничил управляющие компании, что для меня, как клиента, надежней и доходней оставить деньги в ЕНПФ?

– Я не говорю, что оставить деньги в ЕНПФ более доходно, чем передать управляющим компаниям. Возможно, они предложат вам более высокую доходность. Но это зависит от многих факторов, включая квалификацию управляющей компании. Поэтому лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Но ведь управляющие компании всегда были достаточно пассивны. Особенно это стало видно после прихода на рынок Фридом Финанс, который сегодня стал бесспорным лидером по количеству привлеченных розничных инвесторов. Кстати, чем вы объясните то, что Фридом Финанс нет среди рекомендованных компаний?

– Решение принимает регулятор. Действительно, Фридом Финанс и по количеству клиентов, и по привлеченному капиталу лидируют на рынке. Наверное, регулятор знает больше нас. Но в целом, это не совсем положительный сигнал.

Почему Фридом Финанс удалось сделать то, что не удавалось всем управляющим компаниям вместе взятым?

– Боюсь, перейду в критику. У нас уже были примеры слишком агрессивного роста за счет очень агрессивной рекламы. И мы все знаем на примере некоторых банков к чему это привело. Слишком быстрый рост, как правило, говорит о том, что он не очень качественный. Возможно, именно из-за этого регулятор не включил Фридом Финанс в список рекомендованных компаний. Мне трудно сказать.

Вы, как один из бывших топ-менеджеров крупной управляющих компаний, оставили свои деньги в ЕНПФ, хотя именно от вас было бы логично ожидать передачу своих активов в управление. Почему вы все-таки не рекомендуете выводить деньги из ЕНПФ?

– Я не рекомендую оставить деньги в ЕНПФ. Просто пока все три предложенных варианта меня не очень вдохновили. Мне 56 лет и я, в принципе, могу полностью купить пенсионный аннуитет. Вот здесь у меня выбор громадный. На рынке работает много компаний, и я уже как специалист могу оценить саму компанию, ее портфель, оценить риски. Я хочу до конца жизни получать определенную сумму, а ЕНПФ не дает мне сейчас такую возможность. Поэтому я пока занял выжидательную позицию. Если какая-то из управляющих компаний покажет хорошие результаты, наберет большое количество клиентов, я, возможно, и приму решение туда перейти.

Так или иначе, но большинство людей выбрали вариант покупки недвижимости, посчитав, что это тоже своего рода и аннуитет, и управление, и доход. Тем более, цены на недвижимость растут. Люди достаточно логично считают, что их пенсионные накопления постоянно обесцениваются. Допустим, за счет девальвации в долларовом выражении пенсионные активы уже упали в три раза. Даже если доходность ЕНПФ будет вышел уровня инфляции (а есть большие вопросы к методике расчета инфляции, потому что цены на основные продукты выросли на 30-50%), купить недвижимость и получать доход от аренды, да еще и иметь недвижимость большинство считают оптимальной моделью. Вы считаете это не правильным?

– Делом в том, что ЕНПФ совершенно прозрачен. За прошлый год доходность ЕНПФ составила 10.9 процентов. Это очень неплохо. Там же можно увидеть, что с самого начала создания пенсионных фондов доходность составила 600%, а инфляция 500%. Я согласен, что, возможно, официальная инфляция несколько, а может быть и существенно занижена. Но, тем не менее, я могу, как специалист, сказать, что с точки зрения инфляции они не сгорели и никогда не сгорят. Да, я могу снять деньги и пойти купить недвижимость и сдавать ее в аренду. Но там даже близко такой доходности не будет. С точки сохранности и доходности — это не выгодно. Тем более, если вы потратите эти деньги на лечение. А ведь если вы снимете свои деньги, то в будущем вы будете получать максимум 10% от своей пенсии. Поэтому, для меня важнее комфорт на пенсии. Пока доходность в 10%, которую обеспечивает ЕНПФ, меня устраивает. Не вижу предпосылок, что управляющие компании смогут обеспечить более высокую доходность. Поэтому пока из ЕНПФ уходить не собираюсь. Может быть в перспективе рассмотрю вариант аннуитета.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33