пятница, 20 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

За ценой не постоят

В Казахстане все цены уйдут в свободное плавание

Председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики  Казахстана Серик Жумангарин   в недавнем выступлении в  Службе центральных коммуникации рассказал о том, что с 1 января 2017 года в Казахстане произойдет отмена ценового регулирования с заменой его на инструменты антимонопольного регулирования. 

Он сообщил, что в исполнении комитета находится ряд поручений президента и одним из шагов, является изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития.

С. Жумангарин заметил, что  эта работа будет проходить в два этапа. В рамках первого принят закон «О конкуренции» и Предпринимательский кодекс. По словам чиновника, кодекс предусматривает следующие основные изменения: с 1 января 2016 года реестр доминантов будет вестись только в отношении субъектов высококонцентрированных,  то есть регулируемых рынков. С 1 января 2017 года реестр вообще будет отменен.

«С 1 января 2017 года ценовое регулирование отменяется с заменой на инструменты антимонопольного регулирования. Введение института коллегиального органа  - согласительной комиссии при антимонопольном органе по рассмотрению материалов дел о нарушениях в сфере конкуренции до принятия окончательного решения. Наделение антимонопольного органа полномочием вносить предписания отраслевым государственным органам о необходимости обеспечения развития конкуренции», - рассказал Серик Жумангарин.

Сырьевики - затейники

Exclusive.kz попросил экспертов оценить эту меру и насколько серьезно она может отразиться на росте цен в стране, означает ли это стремительный скачок инфляции?

Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков заметил, что неудивительно, что в период с  2000 –го по 2014 -ый  год,  несмотря на заявления руководства страны об эффективности реализации Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015  годы, первой пятилетки ГП ФИИР на 2010-2014  годы, сырьевой сектор экономики рос быстрее, нежели несырьевой.

Другими словами, реализованная в период 2000-2014 г.г., антимонопольная политика правительства была контрпродуктивной в отношении индустриально-инновационной политики страны. В частности, субъектами антимонопольного регулирования явились и являются предприятия пищевой промышленности, заметил он. 

«С учетом изложенного, для достижения высоких темпов экономического роста за счет внутренне-ориентированного сектора необходимо обеспечить сбалансированную реализацию антимонопольной и индустриально-инновационной политики, требующей учета следующих важных моментов. Во-первых, многосубъектность обоих видов политики. Во-вторых, несовпадение интересов субъектов обоих видов политики; в-третьих, применение инструментов одного вида политики может сдерживать достижение поставленных целей и задач другого вида политики; в-четвертых, обеспечение гармонизации обоих видов политики на законодательном уровне, по линии документов, предусмотренных в рамках Системы государственного планирования, Стратегического плана развития «Казахстан-2020», ГП ФИИР. Увы, такая работа у нас не проделана. Это свидетельствует о низком профессиональном уровне лиц, занимавших либо продолжающихся занимать ряд высоких должностей по линии экономического блока в администрации президента, правительства и других государственных органов. В то же время в Казахстане не до конца проработана защита национальных товаропроизводителей товаров по линии антимонопольного органа», -  убежден Каирбек Арыстанбеков.

Монополия бессмертна

Председатель антимонопольной комиссии Петр Своик считает, что, несмотря, на то, что на первый взгляд принятое решение кажется почти пугающим, однако панике не место – тарифы естественных монополий по-прежнему остаются регулируемыми. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции  упрощает себе работу только в отношении цен на так называемых доминантных рынках – промежуточных между полностью монопольными и полностью конкурентными. Что, предусмотрено и в послании президента, где сказано: продолжить переход на рыночное ценообразование во всех секторах экономики, создать условия для свободной и здоровой конкуренции, принять отдельный закон об антимонопольном ведомстве. Устно же глава государства добавил еще, что антимонопольный орган надо усиливать, он вообще затерялся где-то в недрах правительства, заметил эксперт.

«Поэтому, можно сказать, Серик Жумангарин на этот раз оказался в передовиках: самым первым отчитался о начале исполнения новых целеуказаний. Но тут вот какая вечная заковыка: регулировать тарифы монополистов – это одно, бороться с монополизмом на рынках – совсем другое. И вот на качелях совмещения-разделения этих разных функций наша антимонопольная политика раскачивается туда-сюда уже два десятилетия. Сошлюсь на себя: когда в 1993 году я стал председателем созданного тогда Государственного Антимонопольного комитета, это было полноценное министерство, и занимались мы тогда именно демонополизаций экономики. Создавая теорию и практику этого дела буквально с азов. Получалось, честно сказать, плохо, потому, что правительство как раз держало курс на монополизм – преобразовывая бывшие министерства в холдинги. Года через два такой упорной и мало результативной борьбы меня пригласил президент и спросил, не отдать ли мне и зависший в неопределенности Госкомитет по ценам при бывшем Госплане. Я ответил, что по-хорошему, эти функции надо разводить, но для начала объединение будет правильным. И мы стали называться Госкомитетом по ценовой и антимонопольной политике – по-прежнему пытаясь идти против фактически монопольного курса правительства. Собственно, за это я, в конце концов, и вылетел – министр не должен вставлять палки в колеса премьеру – хоть Терещенко, хоть Кажегельдину. Спасибо, что вытерпели почти четыре года, за которые удалось создать определенные заделы и подготовить кадры. А вскоре после меня Госкомитет таки расформировали, разделив на два статусом пониже. Причем если Агентство по регулированию естественных монополий оставалось на слуху – все-таки тарифы повышало – то, что такое Агентство по защите конкуренции мало кому и известно-то было», - заметил Петр Своик.

Ударить по интересам «шишек»

Экс вице—министр сельского хозяйства, предприниматель Марат Толибаев  считает, что страна готова к переходу на антимонопольный контроль.  В первое время после перехода будут шероховатости, но когда-то надо начинать, убежден он. Во всяком случае,  не ясно как еще совершенствовать антимонопольное законодательство, чисто внешне все необходимые законы приняты, все процедуры прописаны, заметил он.

« Пока мы не начнем жить в новых условиях, мы не поймем, какие законодательные пробелы мы упустили из виду. Мне кажется, это лучше чем много лет уже никак не совершенствовать законодательство, сохранять существующее положение вещей и не двигаться к отмене ценового регулирования. Отход правительства Казахстана от ценового регулирования к антимонопольному контролю я никак не связываю с кризисом. Это самостоятельный объективный процесс. Пожалуй, можно согласиться с тем, что данный шаг лучше было проводить в более благоприятные годы, чем в кризис. В кризис будет обостряться социальная напряженность, и лишние шероховатости дадут повод для дополнительного недовольства населения. Но лучше делать это сейчас, чем все время откладывать», - сказал Марат Толибаев.

Петр Своик считает, что в защите конкуренции важно не столько составлять реестры доминантов и контролировать их цены, не столько выявлять ценовые сговоры и штрафовать за них, при всей важности таких занятий, а – добиваться правильного структурирования данного рынка, удаляя с него искусственный монополизм, ненужное посредничество и лишние звенья. К примеру, по его словам, рынок ГСМ в РК, от добычи нефти и до розничных АЗС – это  образцовое «антипособие» с точки зрения разрывов сквозной технологической и логистической цепочки между разным собственниками и коммерческими интересами.  На таком рынке контролировать цены, действительно, бесполезно – замучаешься и запутаешься даже не в ценовых сговорах, а в хитросплетениях нужных и ненужных связей на таком рынке, сказал он.

«Или взять рынок электроэнергии – ну это же просто безобразие, что творится на так называемом оптовом и розничных рынках – вразрез всему написанному в законе «Об электроэнергетике».  А в целом, если честно сказать, подлинно конкурентных рынков у нас совсем мало. Поэтому прежде чем закрывать реестры доминантов, надо бы зачистить многие важнейшие сферы от искусственного монополизма. Для чего, да, нужно не только самостоятельное Антимонопольное ведомство – нужен такой его статус, и такое руководство, которые позволят пойти против очень крупных интересов очень немаленьких лиц и группировок. К тому же, прошу заметить, после прошлогодней оптимизации правительства АРЕМ и АЗК сведены опять в Комитет по регулированию тарифов и защите конкуренции сразу. Как это уже было двадцать лет назад, но только теперь «антимонопольный» комитет упрятан внутри Министерства национальной экономики. Которое и само-то чересчур разлаписто, чтобы толком ответить хоть за что-то. Ну что же, иногда так бывает, что как раз низкий старт позволяет вырваться вперед», - заключил Петр Своик.

 

Оставить комментарий

Финансы

Грузите юани бочками Грузите юани бочками
Карлыгаш Еженова
08.12.2015 - 14:35
Банки меняют приоритеты Банки меняют приоритеты
Карлыгаш Еженова
07.12.2015 - 10:00
Коррупция выходит из тени Коррупция выходит из тени
Карлыгаш Еженова
18.11.2015 - 09:27
Деньги детям не игрушка Деньги детям не игрушка
Карлыгаш Еженова
12.11.2015 - 09:44
Кредиты не по карману… Кредиты не по карману…
Карлыгаш Еженова
07.11.2015 - 17:31
Ушли в «зеленый»… Ушли в «зеленый»…
Карлыгаш Еженова
07.10.2015 - 15:00
Торговля снижает обороты Торговля снижает обороты
Карлыгаш Еженова
01.10.2015 - 14:31
В долгах, как в шелках… В долгах, как в шелках…
Карлыгаш Еженова
14.09.2015 - 10:20
День «Д-2» День «Д-2»
Карлыгаш Еженова
02.09.2015 - 13:52
Бюджет почти не виден Бюджет почти не виден
Карлыгаш Еженова
27.08.2015 - 10:35
Крики кризиса Крики кризиса
Карлыгаш Еженова
21.08.2015 - 10:54
Истощение тенге Истощение тенге
Карлыгаш Еженова
16.07.2015 - 11:25
Движимое – под залог Движимое – под залог
Карлыгаш Еженова
10.06.2015 - 13:59
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33