Исламское финансирование по-казахски – шанс победить коррупцию
БРК-лизинг профинансировал первую сделку на условиях исламского лизинга «иджара», сроком до 10 лет проекта по поставкам вагонов-цистерн для организации железнодорожных грузоперевозок ТОО «Исткомтранс».
При этом, сделка в объеме более 1,1 миллиарда тенге стала первым проектом, профинансированным "БРК-Лизинг" на условиях «Иджара». Источником фондирования для организации данной сделки стали средства, привлеченные БРК в 2012 году в ходе дебютного для эмитентов стран СНГ выпуска исламских облигаций «сукук».
«Эта сделка весьма значима для финансового сектора Казахстана, поскольку расширяются возможности привлечения зарубежных инвестиций в экономику. Чтобы исламское финансирование получило развитие в нашей стране, необходимо использование этих инструментов в активных финансовых операциях. В этой связи хочу подчеркнуть, что впервые в Казахстане классической лизинговой компанией профинансирован проект на условиях иджара. Мы планируем развивать этот продукт на базе нашей дочерней организации «БРК-Лизинг», так как иджара по своей природе схож с финансовым лизингом», - делилась ранее с журналистами своими размышлениями заместитель председателя правления БРК Елена Когай.
Вместе с тем все еще не ясно насколько Казахстан готов к исламскому финансированию?
В условиях кризиса увеличение линейки инструментов финансирования уже благо, тем более, если это финансирование – долгосрочное. Расширение перечня инструментов финансирования на рынке можно только приветствовать. Исламское финансирование в какой-то степени ближе к венчурному финансированию с использованием определённых этических принципов.
В предлагаемом лизинговом продукте основное отличие состоит в том, что продукт остается у лизингодателя, но и риски продукта тогда ложатся на него. Что касается отсутствия конечного права собственности у лизингополучателя, то в настоящее время технологический прогресс продвигается настолько быстрыми темпами, что для большинства предприятий 10-ти лет использования вполне достаточно, чтобы возникла необходимость обновления или модернизации оборудования. Исходя из этого, на мой взгляд, всегда найдутся сферы производства или услуг, для которых этот инструмент финансирования будет вполне привлекателен и жизнеспособен.
Активность его использования, по-моему, мнению, в большей степени зависит от психологического фактора и от политики продвижения исламского финансирования на казахстанском рынке регуляторными и государственными органами. Учитывая текущую политическую ситуацию, возможна некоторая стагнация в данном вопросе, но, надеюсь, что казахстанские компании смогут в достаточной мере воспользоваться преимуществами данного продукта.