среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

День сурка: тридцать лет недоимпортозамещения

Правительство не придумало ничего нового, кроме того, чтобы запустить очередную программу импортозамещения. В наскоро сформированном инвестиционном пуле оказались 700 проектов, в числе которых почему-то оказались школы, гостиницы и даже производство фуагры. Видимо, новые члены правительства не помнят, что их предшественники делали то же самое все предыдущие 30 лет. Результат – налицо. Мы вывозим ресурсы, импортируем все остальное. И каждая новая программа – это самое явное доказательство провала предыдущей.

Сначала правительство резко подняло трансферты из Нацфонда, увеличив их сразу до 4 трлн 580 млрд тенге (рост на 1,6 трлн или на 55%!). И это с учетом того, что практически каждый год оно клятвенно обещает обратное. А на прошлой неделе мажилис принял законы о внесении изменений в республиканский бюджет – еще одна национальная забава Казахстана. Увы, это говорит и о том, что другого мы ничего не умеем, и о том, что у нас, в Жана Казахстане, по-прежнему нет никакого видения социально-экономических реформ.

Об этом говорит и ежегодно корректируемый бюджет, и провал программ индустриально-инновационного развития, и благополучно забытая «Экономика простых вещей», и даже так и не заработавший Закон о промышленной политике.

Каждый новый состав правительства начинал с одних и тех же инструментов, подавая это как новацию, выделялись деньги, но в итоге страна превратилась в музей так и не заработавших производств, которые благополучно оказались в огромной братской могиле Фонда проблемных кредитов.

Совершенно очевидно, что это блуждание по заколдованному кругу будет продолжаться до тех пор, пока не будет перестроена бюджетная политика, предполагающая запуск механизмов реального местного самоуправления. Страна опять упирается в сакральный вопрос, что первично: политика или экономика.

До тех пор будет существовать хаотичный разброс между бюджетными расходами и темпами роста экономики, а содержание работы правительства состоять из сиюминутных идей, приходящих в голову киндер-сюрпризам, судорожно заполнившим опустевшую скамейку запасных. Они не являются носителями корпоративной памяти, и напоминают больных деменцией, с той только разницей, что в их случае они помнят только события краткосрочной давности, не подозревая, что все это уже происходило, и не раз, только с каждым разом все менее профессионально. За их плечами нет никакого опыта знания реальной экономики, они готовы руководить, но не готовы работать.

И процесс того, как формировался этот «пул инвестиционных проектов» очень ярко это иллюстрирует. В очередной раз был проведен «анализ возможностей развития обрабатывающей промышленности (импорт за прошлый год – $38,3 млрд) с акцентом на импортозамещение», а также «был изучен опыт других стран, которые уже провели эффективную работу по снижению уровня импортозависимости».

Скорее всего, было поручение, как обычно, «срочно» подготовить перечень проектов, который акиматовские клерки просто собрали из обрывочных списков только для того, чтобы не допустить «просрочки». В итоге, почти 400 проектов из 700 помечены грифом «в стадии проработки».

Непонятно, ни какие отрасли для нас сейчас приоритетны, ни объемы требуемой продукции, ни реалистичный бюджет, ни механизмы инвестирования. А главное – бизнес, который все это должен будет делать, об этом даже не подозревает. По крайней мере, тот, который способен это делать.

Нам в очередной раз, моргнув глазом, обещают, что «в этом году будет введено 165 проектов, остальные 498 — будут реализованы с 2023 по 2026 годы… Всего по итогам реализации проектов будет замещено продукции на $9,1 млрд, рост несырьевого экспорта составит $17,2 млрд. Ожидается выход на 2-ое место в мировом экспорте ферросплавов, сокращение импорта стали на 75%, повышение переработки хлопка до 100 %, а также импортозамещение напольных покрытий и геосинтетики на 25 %. Для эффективной реализации Программы планируется также параллельно реализовать системные меры поддержки бизнеса и стимулировать сбыт готовой продукции». Запомните эти цифры. Времена, когда можно было безнаказанно тратить бюджетные деньги приходят к концу.

Нашу страну ждет кризис. И причиной его будет далеко не геополитическая ситуация, в которой «импортозамещение приобретает особую актуальность». Это кризис компетенций, вернее, их отсутствие. И платить за это, к сожалению, будет народ, а не те, кто в нем действительно виновен. Как всегда.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33