Кризис – в дверь, а мы - в окно…
По данным аналитической службы Energyprom.kz, сегодня потребительская инфляция Казахстана сигнализирует об «окне возможностей» по рентабельности производства ряда непродовольственных товаров, цены на которые галопируют. Однако большой вопрос – сумеют ли наши производители этими возможностями воспользоваться…
Согласно расчетам аналитиков этой службы, рост ИПЦ за год в апреле 2016 года составил 16,3%, месяц-к-месяцу 3,6%, а за январь-апрель рост к декабрю составил 10,4%.
В последние месяцы прошлого года годовая потребительская инфляция получила сигнал к более значительной динамике, в итоге выйдя на двузначные значения роста в ноябре месяце и далее сохраняя и усиливая инфляционные тенденции. До того, потребительская инфляция держалась в диапазоне 4-9,5%, показывая типичную волнообразную форма развития. С начала года наблюдается перемена этой типичной формы, и рост ИПЦ демонстрирует переход на новый тип развития - с более значительным диапазоном колебаний и более резкими значениями роста в среднем за месяц. Особенно высокий рост потребительских цен в апреле, а это 16,3% г/г и 10,4% накоплением с начала года, является локальным максимум роста последних лет.
Стоит отметить, что начало текущего года не является рекордно инфляционным если смотреть показатели роста с накоплением с начала года. Так, январь-апрель 2011 года был более инфляционным, причем сразу по всем месяцам, но именно годовой рост демонстрирует чрезвычайно высокие показатели роста потребительских цен. Учитывая, что последний включает ускорение процесса год-к-году, можно судить о вполне новой динамике инфляционных процессов на потребительские цены в стране.
В то же время, столь внушительные значения роста ИПЦ наблюдались в первую очередь по причине чрезвычайно высокого взвинчивания инфляционных процессов по непродовольственным товарам, а стало быть, из-за роста цен по импорту. Последнее происходит в связи с уязвимостью отечественной экономики по структуре производств внутри страны.
Так, особенно высоко растут цены на обувь и одежду (33,5% с начала года), предметы домашнего обихода (26,9%), здравоохранение (26,4%). Относительно апреля прошлого года цены существенно выросли почти по всем видам товаров и услуг, показывая двузначный рост (лишь за исключением услуг образования и связи). Беря во внимание, что аналогичная динамика по платным услугам гораздо более сдержанная, и варьирует в рамках 5-9%, для отечественного бизнеса эта тенденция может сигнализировать об усилении рентабельности местного производства непродовольственных товаров против импортеров. Согласно нашим прогнозам, ИПЦ в течение года будет постепенно остывать, но все же оставаться в диапазоне двузначного роста.