Рахим Ошакбаев: «Уже через два года Казахстан может остаться без Нацфонда»…
На площадке научно-образовательного фонда «Аспандау» экс вице-министр по инновациям и развитию Рахим Ошакбаев представил доклад на тему «Бюджетная и курсовая политики в условиях низких цен на нефть», в рамках нового проекта Центра прикладных исследований «Талап». Основной вывод эксперта – в стране срочно нужно менять модели роста – больше вкладывать в развитие человеческого капитала и отказаться от неэффективных трат на нацкомпании и на поддержку так называемых «национальных чемпионов». Например, в 2007-2016 годах нацкомпаниям дали за счет бюджетных ли околобюджетных средств $33,2 млрд.
Сейчас бюджет только на 43% финансируется за счет доходов от нефти, поведал Рахим Ошакбаев. Ненефтяной дефицит находится на отметке около 6 трлн тенге, почти 4 трлн из них - это трансферты из Национального фонда, который стремительно «худеет». По сути, Казахстан сегодня проедает то, что было накоплено в нефтяные годы, но эти запасы ограниченны, и главный вопрос сегодня – что будет с экономикой, когда они иссякнут. Никакой альтернативной парадигмы роста пока не предложено, хотя эксперт достаточно тепло высказался о пяти институциональных реформах, предложенных главой государства в рамках программы «Нурлы жол». За что сразу же получил от своих оппонентов упреки в так называемом политесе, на что г-н Ошакбаев ответил, что он абсолютно искренен.
Экс-чиновник продолжил сыпать неутешительными цифрами. Доля расходов бюджета, которая идет на обслуживание внешнего долга, выросла в три раза и превышает 7% расходов бюджета. При этом стоит напомнить, что правительство Казахстана продолжает активно брать в долг у международных финансовых институтов. Несмотря на успокоительные речи, что большая часть внешнего долга приходится на негосударственные или квазигосударственные компании, но в случае форс-мажора, именно государству придется разрешать финансовые вопросы, заметил эксперт.
Согласно данным, приведенным Рахимом Ошакбаевым, по неофициальным оценкам долги квазигосударственного сектора достигли $70 млрд
Он считает, что регулятор избрал верную политику, что вслед за укреплением нефти не торопится укреплять позиции нацвалюты, так как в скором времени может произойти очередное падение цен на углеводороды, тогда население может испытать очередной шок из-за резкого падения тенге.
Он напомнил, что Нацбанк заложил цену на нефть в районе $35 за баррель, а правительство в бюджет 360 тенге за доллар. Эти параметры, в целом, должны оставаться в некоем равновесном положении, чтобы к концу года можно было говорить об исполнении параметров бюджета. Поэтому о резком укреплении тенге говорить не приходится.
Главное опасение г-на Ошакбаева заключается в том, что Казахстан начал тратить так называемое «тело Нацфонда», не поступления, а основную часть, а трансферты превысили долю поступлений. Основная их часть идет на финансирование дефицита бюджета, кстати, на эти же цели правительство влезает в долги к международным фининститутам. При таком положении дел уже в течении ближайших 2 лет деньги Нацфонда могут закончиться, при режиме жесткой экономии их может хватить максимум на 5 лет.
Поэтому, по мнению эксперта нужно срочно резать все неэффективные расходы, в первую очередь - на поддержку квазисуверенного сектора, не бояться приглашать квалифицированную иностранную рабочую силу, даже если она на каком-то этапе будет конкурировать, отнимать места у местных специалистов. В перспективе это повысит конкурентоспособность местных кадров, и, соответственно, экономики в целом. Главная задача, стоящая перед государством – это инвестиции в человеческий капитал, убежден эксперт. Эра нефти закончилась, и теперь Казахстан спасут таланты и мозги, подчеркнул он.
Рахим Ошакбаев также призвал поддержать малый и средний бизнес и снизить для него налоговую нагрузку, иначе многие объекты предпринимательства разорятся.
Директор департамента исследований Halyk Finance Мурат Темирханов сказал, что не может быть никакого рынка, когда курсовую политику определяют не фундаментальные факторы, а решение одного конкретного человека в Нацбанке. Он заметил, что рынок готов приспособиться к ценам на нефть, разным налоговым политикам, но не к совершенно непредсказуемой валютной политике.
Он заметил, что в стране нет определенности и по дальнейшей модели развития. Декларируя либеральную экономическую систему и рыночные отношения, государство не дает рынку необходимой свободы, а правительство занято лишь перераспределением уменьшающихся с каждым днем доходов. По сути, Казахстан дрейфует в сторону государственного капитализма, считает аналитик.
Председатель совета директоров группы компаний RESMI Кайрат Мажибаев оказался не согласен с Рахимом Ошакбаевым, по части поддержки нацкомпаний и бизнес-чемпионов. По его словам это даже не поддержка, а компенсация государством тех потерь, которые возникли у бизнеса из-за существующей сейчас волатильности.
«Компаниям-чемпионам обещали стабильность и другие процентные ставки по кредитам, в итоге имеем две девальвации и сушку рынка, от которой страдают все»- заметил г-н Мажибаев.
В целом почти все эксперты обрисовали удручающее будущее с закрытием предприятий, проблемами Нацфонда, неопределенность даже для крупных компаний. То есть, даже в среде людей понимающих и обладающих информацией, растет скепсис, а главное - тревожность. И почти все сошлись на мысли – плыть по течению и дальше слишком долго не удастся, нужные срочные и далеко не косметические меры, а серьезные реформы.