Перепишут ли Конституцию Казахстана под иностранцев?
На недавнем заседании Совета иностранных инвесторов при президенте РК член исполнительного комитета Baker & Mckenzie international Эрик Шеер озвучил внести изменения в Конституцию Казахстана и подстроить ее под нужды иностранных инвесторов, которые будут вкладывать деньги в развитие международного финансового центра «Астана».
«Для создания суда МФЦА полагаем необходимым внесение изменений в Конституцию Республики Казахстан. Конституционный Закон "О международном финансовом центре "Астана", вступивший в силу в декабре 2015 года, не изменил положения Конституции, а следовательно, может быть отменен 2/3 голосов парламентариев. Такая необходимость вызвана наличием серьезных конституционных вопросов по созданию нового суда МФЦА, поднимавшихся членами парламента и правоведами при рассмотрении проекта нового закона. Это включает следующие вопросы: создается вторая судебная система, отличающаяся от системы, предусмотренной Конституцией; независимость новой судебной системы; возможность привлечения к рассматриваемым в стране спорам иностранных судей; возможность применения иностранного права и иностранных процессуальных норм судом в Казахстане, а также возможность совета по управлению финцентром принимать акты МФЦА. Ожидание того, что крупные международные финансовые учреждения станут участвовать в МФЦА и будут использовать его суд, нереалистично, если решения суда могут быть исполнены лишь бы в Казахстане и, возможно, в ряде соседних стран", - пояснил Эрик Шеер.
«Exclusive» решил предоставить слово экспертам – юристу, предпринимателю и депутату и узнать, что они думают о предложении подстроить Конституцию республики под нужды иностранцев.
Марат Толибаев, предприниматель, директор ТОО «Smart Investments»:
- Негативно отношусь к такой инициативе. Во-первых, нельзя менять Конституцию так часто, как это делаем мы. Тем более - по инициативе иностранцев. Во-вторых, сам путь решения проблем казахстанского законодательства через создание особого суда для отдельных субъектов права считаю пагубным. Нельзя допускать такую ситуацию, когда все граждане и компании страны решают свои споры в обычных судах, а споры иностранных инвесторов решаются в специально созданных для них судах. Этим самым мы признаем ущербность и несправедливость наших обычных судов. Как будто стыдливо не доверяем их честности перед лицом иностранцев. А для своих - и так сойдет. Считаю, что казахстанскую судебную систему нужно совершенствовать в целом, не создавая отдельных судов для избранных. Все граждане Казахстана и иностранцы должны быть уверены в казахстанских судах, без всяких исключений. В перспективы МФЦА лично я не верю. Не вижу логического обоснования, почему финансовые воротилы переедут из богатого и комфортного Лондона или Гонконга в Астану. Ни по объемам рынка, ни по условиям жизни мы не можем составить им конкуренцию. Единственную причину для приезда в Астану финансистов я вижу в создании для них налогового рая, а проще говоря, «оффшорной зоны», наподобие Панамы. Но такой план после недавнего панамского скандала для Казахстана был бы просто верхом глупости. Не думаю, что казахстанские власти пойдут на это. В таком случае, у меня не остается идей, как привлечь в Астану финансовые потоки. Не совсем понимаю расчет, что эффект от создания МФЦА может составить 40 млрд долларов США. Это ожидаемый оборот в МФЦА, его доходы, или его платежи в бюджет? Непонятно. Хотя, честно говоря, 40 млрд долларов нереалистичны ни для какого из перечисленных мной показателей.
Хамида Айткалиева, управляющий партнер, адвокат. Член Коллегии адвокатов города Астана, член Международного Союза адвокатов
- Наше правосудие оставляет желать лучшего, и мне часто приходится слышать от крупных бизнесменов, что в Казахстане небезопасно работать, что бизнес их незащищён, и это говорят люди, выросшие в этой стране. Всё чаще слышу от предпринимателей: наверное, надо сворачиваться… А что говорить об иностранцах? Поэтому, бесспорно, создание такого суда окажет положительное влияние. Я не могу сказать, что инвесторы кинутся покорять нашу страну, ведь один факт создания финансового центра никак не может повлиять на их решение. Должны быть и другие инструменты – ведь, главным образом, инвестор едет не за тем, чтобы судиться в судах МФЦА, а чтобы вложить свои деньги, получить от этого прибыль, и наряду с этим чувствовать себя защищённым. Но создание МФЦА, вкупе с привлекательностью Казахстана как объекта для инвестиций, безусловно, сделает страну более интересной. Обеспечить абсолютную безопасность инвесторам нереально ни в нашей, ни в одной другой стране. Даже в Монако, где, как нам рассказали, нет преступности. Но если мы говорим о правовой безопасности, то и здесь никто не может застраховать себя, к примеру, от судебной ошибки. Но создать условия для правовой безопасности, разумеется, можно и нужно. Участие иностранных судей при рассмотрении споров в МФЦА я только приветствую, потому что это может позитивно сказаться на качестве отправления казахстанского правосудия. Есть надежда, что местные судьи будут стараться не отставать от своих иностранных коллег в профессионализме, что даст свои положительные результаты. Это не конкуренция, в общепринятом смысле, но, в некотором роде, интеллектуальные «соревнования», незаметные постороннему глазу, но заметные юристам. Есть надежда, что улучшится качество самого «процесса» - возможно, наши судьи научатся у своих коллег уважению прав участников процесса и права в целом. А пока адвокат в национальных судах чувствует себя как незваный и нежеланный гость. По вопросу двух параллельных систем права: Из Указа Президента Республики Казахстан от 19 мая 2015 года №24 «О Международном финансовом центре "Астана» следует, что МФЦА при судопроизводстве будут применяться «принципы и нормы английского права». Это не означает, «существование двух параллельных систем права», так как финансовый суд Астаны будет наделен особым статусом, не будет входить в судебную систему нашей страны, но и не будет являть собой параллельную систему права, так как в МФЦА не предполагается введение второй английской системы права, наряду с нашей. К примеру, суды МФЦД (Дубая) разрешают споры в соответствии с законами и правилами, принятыми МФЦД. То есть, нормы английского законодательства ими напрямую также не применяются. К примеру, правила судебной процедуры судов МФЦД приняты на основе правил, действующих в коммерческом суде в Англии, но с учетом международных модельных правил (IBA Rules). Но если это предусмотрено договором сторон, то суды МФЦД будут разрешать спор в соответствии с нормами иностранного законодательства, а не МФЦД. Первоначально, с 2004 года юрисдикция судов МФЦД распространялась на споры, имеющие прямое отношение к МФЦД. В последующем были внесены поправки, которые предусматривали рассмотрение споров сторон, не являющихся участниками МФЦД, что привело к конкуренции между cудами МФЦД, Эмирата Дубай и иностранными судами. Поэтому, перенимая опыт Дубая, необходимо учесть все возникавшие в процессе отправления правосудия вопросы и отрегулировать их. Это же относится к вопросу исполнения решения судов МФЦА, в этом направлении Дубай очень далеко продвинулся.
Айкын Конуров, депутат, член партии КНПК:
- Казахстанская экспортная выручка за первый квартал упала почти на треть. Цены на нефть растут, но очень робко, и нет никакой уверенности, что эта тенденция продолжится. Экономике республики нужны новые источники дохода. Одним из них мог бы стать международный финансовый центр в Астане, который начал сейчас «раскручиваться».
Касательно предложения господина Эрика Шеера, то понять его можно. Не секрет, что обоснованное недоверие к нашей судебной системе есть, и инвестор хочет, и даже должен быть защищен максимально. В условиях, когда в парламенте доминирует одна партия, хочется дополнительных гарантий на уровне Конституции. Существование двух систем, по моему мнению, может благоприятно отразиться на инвестиционном климате, но этого недостаточно. Инвесторам нужны инновации и максимально облегченная работа на новой площадке.
Чтобы не устареть еще до начала своей работы, финансовый центр в Астане должен стать центром финансовых технологий. Только так он сможет рассчитывать на успех для себя и экономики страны, но уже на старте видно, что нужно внести коррективы. Проект МФЦА объявлен долгосрочным: налоговые льготы для его участников установлены на 50 лет. Но долгосрочная тенденция в том, что традиционные банки и финансовые институты, на которые рассчитан МФЦА, быстро теряют влияние, в то время как бурно развивается небанковская сфера – так называемые финансовые технологии.
Создаваясь на стыке IT и финансов, они предлагают новые, гораздо более доступные и удобные формы платежей, денежных переводов, кредитования. Зачастую они вообще исключают из финансовых операций ненужных и дорогостоящих посредников, в лице банков. Сейчас обсуждается даже революционная идея Money 2.0, в которой деньги будут эмитироваться сами участниками обмена. Но это, конечно, дело далекого будущего, а новые финансовые технологии -уже реальное настоящее.
Глобальные инвестиции в этот сектор за последние шесть лет выросли с 930 миллионов долларов до 12 миллиардов. Десятки и сотни стартапов предлагают инновационные решения, для того чтобы платить, занимать, перечислять деньги можно было быстрее и дешевле.
Конечно, банки в обозримом будущем никуда не исчезнут. Но те, кто не заметит перемен и будет продолжать просто снимать сливки со своих посреднических услуг, потеряют долю. А те, кто возьмет на вооружение финансовые технологии, чтобы предложить лучшее потребителям, окажутся впереди. И наиболее прозорливые это уже поняли.
Поэтому, создавая в Астане международный финансовый центр, что называется, «с нуля», было бы логично сразу делать ставку не на устаревающий на глазах традиционный банкинг, а на финансовые технологии. Безусловно, мы вряд ли сможем стать здесь глобальными лидерами. Семимильными шагами в этом направлении идет Лондон. Он смог упрочить свое положение мирового финансового центра, именно за счет развития финансовых технологий, в секторе которых сейчас занято 40% всех работающих в лондонском Сити.
Стремительно развиваются финансовые технологии в Швеции и Австралии, которые получили шанс стать новыми глобальными финансовыми центрами.
Несмотря на больше успехи, «финтех» пребывает еще на раннем этапе становления. И у Астаны есть шанс занять здесь свою нишу, по крайней мере, в нашем регионе. Для этого нужно сориентировать МФЦА на развитие финансовых технологий. Необходимо создать такие же льготные услуги для стартапов в этой сфере, как и для других участников МФЦА, а также предложить дополнительные меры поддержки.
По моему мнению, это кардинально изменит дух предполагаемого проекта МФЦА, сделает его более энергичным и перспективным, значительно расширит круг участников, даст шанс молодым «айтишникам» реализовать себя.
Если смотреть на вещи реалистично, то сделав ставку на традиционный банкинг, мы затеряемся среди множества прочих финансовых центров, претендующих на региональный и международный статус. Ведь никаких объективных преимуществ МФЦА не предлагает. Тогда как усиленное стимулирование финансовых технологий может позволить центру «застолбить» место под солнцем.
Кроме того, развитие этой сферы в целом, а не только в границах МФЦА, важно для всей экономики страны. Ведь КПД традиционного банковского сектора у нас крайне низкий, а стоимость кредитов - запредельно высокая. Финтех позволит создать альтернативу банкам или, по крайней мере, заставит их шевелиться.
Комментировать по предполагаемому совокупному доходу МФЦА сейчас тяжело. Не знаю, как ведут подсчеты, но вспоминаются радужные перспективы, что рисовали при создании РФЦА, которые не оправдались.