Провал переговоров в Алжире ударит по нацвалюте
В Алжире завершается неформальная встреча стран-экспортеров нефти, на которую ресурсозависимые государства, такие как Казахстан, возлагали особые надежды. Предполагалось, что возможно принятие общего соглашения о заморозки добычи нефти, что привело бы к росту цен на углеводороды. Однако вместо этого вероятнее всего цены могут снова пойти вниз, так как найти общий язык экспортерам нефти не удалось. Все упирается в принципиальную позицию Ирана, который не намерен уступать свою долю рынка и идти на сокращения объемов. Тем временем нефтяные котировки уже пошли вниз и, скорее всего, падение продолжится.
Депутат парламента, экономист Айкын Конуров отметил, что позиция Ирана спутала все планы и внесла легкую панику в среду нефтетрейдеров, что сразу же отразилось на цене с понижением на 2%.
С учетом того, что в ближайшее время не ожидается нормализации ситуации и производители нефти будут стремиться наращивать добычу, что ожидаемо будет давить объемами и на без того насыщенный, рефлексирующий рынок, то ближайший ценник можно обозначить в $40 за бочку. Россия достигла пика добычи со времен распада СССР, Иран наращивает объемы и осваивает рынки, в США количество буровых возросло втрое, саудиты и Венесуэла тоже не останутся в стороне. В таком хаосе можно пробить к концу года и все $30 за баррель, предположил г-н Конуров.
«На нашей экономике, конечно, это отразится негативно. Жить без нефтяных доходов мы еще не научились. Добывать придется больше, а выручка и налоговые поступления от объемов неуклонно с ценами на нефть уменьшаются. Касательно инфляции, можно сказать, что в условиях ее таргетирования, что создал регулятор, официальная инфляция будет в красивом официальном коридоре, но это не означает, что импорт не будет расти, он просто станет недоступным еще большей части населения. Убедить Иран заморозить добычу, по моему мнению, это то же самое, что Казахстану отказаться от нефти Кашагана. В условиях нарастающего кризиса все будут стараться играть в свою игру. Тенге же будет постоянно испытывать давление пока Национальный банк не откажется от плавающего курса и не разделит капитал банков на инвестиционный в реальный сектор и спекулятивный – для игры на биржах», - сказал он.
Аналитик ГК TeleTrade Анастасия Игнатенко отметила, что министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане еще вчера говорил, что приехал в Алжир для обмена мнениями, а не для принятия конкретного решения. Иран, чьими интересами пренебрегали долгое время, сейчас занимает лидирующие позиции по добыче нефти и проигнорировать его пожелания нельзя. Тегеран стоит на своем: страна стремится достичь доли в совокупной добычи ОПЕК на уровне 12-13%, что предполагает добычу на уровне свыше 4 млн. б/с против 3,6 млн. б/с в августе.
«Как я понимаю, сложившаяся обстановка не устраивает многие нефтедобывающие страны – в плачевном состоянии находится экономика Венесуэлы. В лучшем случае мы можем рассчитывать не на снижение добычи, а на ее заморозку. При этом хочу напомнить, что текущая встреча имеет неофициальный формат, а это значит, что для закрепления достигнутых решений придется проводить официальную. На мой взгляд, рынок нефти уже застраховался от неудачи в переговорах, и сильного провала котировок может не случиться. Тем не менее, в самом ближайшем будущем цены могут показать движение порядка $6-10 долларов. Пока я не могу утверждать, что это движение будет нисходящим, так как для этого нужен уход марки Brent под зону $45-45,5 за баррель. Но вероятность такого события, на мой взгляд, очень высока. Казахстан, как и Россия, является страной сильно зависящей от динамики нефтяных цен. И новое снижение может в очередной раз ударить по экономике страны и вызвать рост пары USD-KZT. Для того, чтобы доллар США перешел в наступление против казахского тенге, необходим пробой уровня 345 тенге, в этом случае курс может подняться в зону 360-370 тенге», - отметила г-жа Игнатенко.
Аналитик ТелеТрейд Марк Гройхман сказал, что в последние дни напряжение на нефтяном рынке достигло апогея. Перед сегодняшним решением стран ОПЕК на встрече в Алжире ежедневно происходят лихорадочные и сильные разнонаправленные движения котировок. Общий настрой рынка – недоверчивый, потому что вряд ли экспортеры смогут договориться о заморозке добычи. Слишком противоречивы их интересы и есть опасения потерять свою долю рынка, плюс – недоверие друг к другу. Однако ОПЕК очень важно «не потерять лицо», не уронить цены, попытаться сохранить статус игрока, определяющего их. Поэтому такого бессилия и отсутствия решений, как на предыдущей встрече в Дохе, вероятно, не будет. Нужные заявления будут сделаны, чтобы продолжить обнадеживать рынки, заметил он.
«А как еще можно поддержать цены при наращивании добычи и сохранении избытка предложения примерно в 0,5 млн. баррелей в сутки? Есть, например, смысл заявить, что встреча была рабочей, не предусматривающей конкретных решений, но стороны согласовали позиции и полны решимости заключить соглашение на официальном заседании в ноябре. Движение котировок будет зависеть от нюансов алжирского коммюнике. Однако даже в случае кратковременного всплеска цен с нынешних $47/барр., они не смогут закрепиться выше $50-51/барр. по смеси Brent. И в перспективе нескольких месяцев рынок ждет падение котировок к $43-45. Основной фактор – сохраняющийся профицит предложения. Но он постепенно уменьшается. Проявления этого – уменьшение запасов в США. По данным института API, за прошедшую неделю они упали на 0,75 млн. баррелей, четвертый раз подряд. Это говорит об ограниченности давления на цены и будет препятствовать их сильному ослаблению ниже поддержки в $42/барр. На фоне снижения стоимости нефти во вторник снижаются европейские и азиатские фондовые индексы на 0,2-0,6%. В то же время американский рынок вырос на 0,6-0,9%, отыгрывая преимущество Клинтон в теледебатах. Резкое падение показали российские индексы в ожидании алжирского вердикта. ММВБ потерял 1,12%, РТС -1,38%», - сказал Марк Гойхман.
Аналитик компании DominionFX Павел Щипанов отметил, что проходящий в Алжире Международный энергетический саммит с низкой степенью вероятности может завершиться словесными договоренностями между двумя важнейшими игроками ОПЕК – Саудовской Аравией и Ираном. Иран может рассмотреть вопрос по введению ограничений добычи и экспорта только после достижения досанкционного уровня экспорта 4 млн баррелей, что может произойти уже в начале 2017 года.
«Сейчас по последним заявлениям иранских чиновников нефтяной отрасли добыча экспортных сортов колеблется по 3,6 млн баррелей. Саудиты настаивают на сокращении всеми странами ОПЕК уровня добычи до значений начала 2016 года. Провал переговоров может привести к падению стоимости Brent до $44-$45 с текущего уровня $46, нефтетрейдеры уже заложили в стоимость ожидания повторения апрельского преждевременного завершения переговоров в Дохе», - заключил он.