понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Ручное управление: откуда эти руки растут?

Экономическая модель государства, работающая в формате ручного управления априори не эффективна. Яркий пример справедливости этого утверждения соседняя Россия, где существенные экономические успехи начала 2000-ых закончились столь же феерическим провалом десятых годов 21 века.

Когда экономика зависит не от институтов, а от решений конкретных, пусть даже очень талантливых людей в какой-то момент она начинает буксовать. А если эта экономическая модель к тому же завязана на квазигосударственный сектор, который пожирает все ресурсы, которые только возможно, то в итоге можно всего за два года прийти к почти 50% обеднению населения. Да, государство декларирует постепенное обуздание квазигосударственного монстра. Уже объявлено, что определен перечень из 783 организаций, подлежащих передаче в конкурентную среду: перечень приоритетных крупных объектов госсобственности и собственности квазигосударственного сектора и перечень, состоящий из 173 объектов АО «ФНБ «Самрук-Казына»; актуализированный перечень объектов второй волны приватизации 2014—2016 годов, состоящий из 545 организаций.

Даже по количеству объектов, которые должны быть переданы в конкурентную среду видно, что квазигосударственный сектор стал своего рода дамокловым мечом, который навис над всей экономической моделью Казахстана. Но передача в конкурентную среду этой махины разом не снимет все проблемы. Так как система ручного регулирования того же ФНБ «Самрук-Казына» выстраиваемая годами и заточенная под конкретных людей не может быть вмиг уничтожена. Это может быть просто опасно, ведь еще совершенно не понятно, а что будет с этими лелеемыми годами под своим крылом государством объектами, если они будут жить не за счет бесконечных государственных вливаний, а им придется выживать в условиях реального рынка.

Одно дело, когда есть спрос с того же Умирзака Шукеева, другой, когда наступит момент и спрашивать будет не с кого, а то, кто довел ситуацию до плачевного состояния уже будут как бы не при делах. В этом один из главных рисков ручной системы управления, когда все зависит не от конкретных институтов и рыночных механизмов, а от того, какое решение примет тот или иной государственный муж. Если немного ослабить вожжи система может вмиг дать трещину, но и вечно жить по формуле «у нас и газ и свет без начальствующего тела в дома не поступает» - это тоже путь в никуда. Так как же Казахстану отойти от воли всевидящего ока и сменить режим ручного управления экономикой на формат, когда вся система будет работать как выстроенный механизм, независимо от того насморк или грипп у какого-нибудь крупного топ-менеджера государственного фонда? Для того, чтобы ответить на этот вопрос стоит обратить внимание на ряд системообразующих проблем казахстанской экономики, которые стали очевидны в свете нынешнего затяжного кризиса. Самое главное – это серьезные промахи в политики индустриализации и диверсификации экономики, которая жизненно необходима, чтобы перестать жить лишь за счет бума нефтяных цен.

Так, например, удельный вес обрабатывающей промышленности за последние 10 лет упал до отметки менее 10% ВВП. Если распространение этой болезни не будет локализовано, то такой риск характерен и для второй пятилетки индустриализации, которая сейчас со скрипом но идет.

Еще один важный вопрос, который сейчас иногда вбрасывается экспертами - это необходимость возврата НДС из бюджета экспортерам сырьевого сектора, чтобы предотвратить коррупцогенность для несырьевого сектора. За рубежом, например, НДС из бюджета возвращают только экспортерам обрабатывающей промышленности.

В так называемые тучные годы, когда нефтедоллары лились рекой, разница в производительности труда между секторами экономики привела к тому, что движение добавленной стоимости шло от внутреннеориентированного и инфраструктурного секторов в экспорториентированный и торговлю, где концентрируются доходы, и далее через изъятие налогов в сектор социальных услуг и Национальный фонд. Другими словами, все эти годы росло структурное неравновесие по таким направлениям, как налоговая нагрузка, образуемая сектором социальных услуг; нагрузка на казахстанских товаропроизводителей со стороны торговли, рос и ценовой диспаритет между экспортно-сырьевым и внутреннеориентированным секторами экономики.

К другим накопленным структурным проблемам экономики можно отнести дисбаланс в межбюджетных отношениях между центром и регионами, недоверие бизнеса к госорганам, низкую деловую активность, отток капитала, разрастание неэффективного госсектора при ослаблении рыночных и правовых институтов.

Сейчас, как известно, Нацфонд стремительно худеет, хотя резервы у Казахстана еще есть, но при нынешнем расточительстве по некоторым оценкам они могут закончиться уже в 2018-19 годах.

В таких условиях логично было бы провести жесткую ревизию нецелевого использования средств в тех же госкомпаниях и в целом по квазигосударственному сектору, куда деньги уходят как в бездонную бочку. Ежегодные размеры неэффективно используемых средств не оглашаются, но по прогнозам независимых экспертов они могут составлять десятки миллиардов тенге. Огромным бременем на экономике лежит, и непрозрачный сектор госзакупок, где также при исключении коррупции можно отыскать значительные резервы для роста экономики. Очевидно, что нужно тщательно изучить и урезать расходы госчиновников, по части не связанной с выполнением ими своих профессиональных обязанностей. Также мы знаем, что сейчас в каждом министерстве и ведомстве имеются десятки «подсобных хозяйств» в виде АО, ТОО, госпредприятий, оказывающих обслуживающие функции для своих непосредственных руководителей и содержащихся за счет бюджетных денег. Их давно пора вывести на конкурентный рынок.

Самое главное, в условиях больших нефтедолларов за все это не было должного спроса и ответственности. В условиях кризиса они должны попасть под жесткий контроль, однако ничего этого в действительности не происходит.

Неплохо было бы, если в первую очередь ужались бы сами чиновники и, например, пересели на автомобили, потребляющие меньше горючего, ходили бы в костюмах не от Brioni и Armani, а от фабрики «Большевичка», ведь за время кризиса мы не раз слышали призывы сановников затянуть пояса. Пусть начинают, народ подхватит.

Вероятно, даже к чиновникам уже приходит осознание, что прямое вмешательство государства в экономическую деятельность, то есть ручное управление, когда государство за счет собственных или заемных средств всецело участвовало в управлении экономикой завело страну в тупик. Поэтому, от такой системы нужно уходить, так как единственный плюс государственного участия - это решение краткосрочных задач, например, можно использовать такое вмешательство для поддержания определенных отраслей экономики, опять же важных именно с точки зрения самого государства, но никак не рынка. А рынок пусть сам определяет по каким законам ему жить, как это происходит в большинстве высокоразвитых государств.

Стране нужно институциональное развитие, которое направлено на создание благоприятных условий для бизнеса, когда все государственные институты работают в режиме его стимулирования, при этом максимально дистанцируясь от влияние на принимаемые решения, не говоря уже о прямом участии. Здесь важно и развитие независимой судебной системы, минимизация участия государства в принятии решений, качественное антимонопольное законодательство. Однако пока Казахстан ориентирован больше на прямое управление, отсюда принимаются различные программы государственного участия и поддержки экономики, которые из года в год не дают эффекта. В то же время политика многих сырьевых развивающихся стран в период кризиса направлена не столько на использование накопленных резервов прошлых лет, сколько на развитие институтов и создание благоприятных мер для экономических субъектов.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33