Для поддержки Qazkom подключена «тяжелая артиллерия» (видео)
Комментарий менеджмента и акционеров Qazkom после интервью Главы государства агентству «Bloomberg», в котором банк был поддержан на самом высоком политическом уровне, означает качественное изменение ситуации с поддержанием доверия к банку.
Почему вербальные интервенции потребовались именно сейчас?
Задействованы практически самые сильнодействующие средства, при том, что, по крайней мере, текущая ситуация не требовала вербальных интервенций такого уровня. Пиком негативных ожиданий относительно банковского сектора было начало 2016 года, когда снижение цен на нефть и ослабление тенге создавали ощущение вакуума и девальвации традиционных центров влияния на казахстанском банковском рынке.
Рейтинги Qazkom от S&P в тот момент были понижены ниже категории В и большинство финансовых аналитиков прогнозировали ухудшение качества банковских активов до уровня, который предшествовал «волевому» снижению качества NPL в 2015 и 2014 годах. Этого однако не произошло, и в публикуемой статистике Нацбанка ситуация с проблемными кредитами и в целом по рынку, и у Qazkom выглядит хорошо.. Уровень кредитов с просрочкой свыше 90 дней в банке составляет 7,53%, что ниже рекомендованных регулятором 10% от портфеля и среднерыночного уровня.
В комментарии менеджмента и акционеров банка среди перечисленных факторов в пользу того, что «банк стабилен, его финансовое положение устойчиво и динамика положительная». Правда, не было упоминания о прогрессе, связанном с проблемными кредитами. По оценкам руководства банка : «что касается оздоровления банка, в частности, и банковского сектора в целом, о чем говорил Глава государства, сообщаем, что Qazkom в числе других крупнейших финансовых институтов страны ведет работу с Национальным банком и Ассоциацией Финансистов Казахстана по выработке стимулирующих мер с целью восстановления неработающих банковских активов и оживления кредитования экономики».
Само по себе существование значительной проблемной части кредитного портфеля, учитывая опыт казахстанского рынка после острой фазы кризиса 2007 – 2009 годов, не кажется чем-то экстремальным. Скорее, проблемы могут быть связаны с расхождением реальной ситуации в кредитных портфелях и тем, что отражается в статистике. Большая неопределенность связана также с тем, как может реагировать на эти проблемы государство. Политическая поддержка банка и сектора на самом высоком уровне не предполагает исчезновение проблемы самой по себе. Расхождения между официальной статистикой и реальностью может способствовать росту недоверия даже в большей степени, чем признание и осознание всей тяжести ситуации и готовности принимать адекватные решения со стороны экономических властей. Чистая прибыль по итогам года может составить примерно 100 миллиардов тенге.
Главными аргументами банка в пользу положительной динамики стали рост чистой прибыли, активов и повышение ликвидности. Как отмечает Qazkom, в течение второго полугодия активы банка выросли на 339 миллиардов тенге, вклады увеличились на 406 миллиардов. Чистая прибыль банка на 1октября уже превысила 80 миллиардов тенге и есть ожидания, что по итогам года она может составить порядка 100 миллиардов тенге. (Планируемый уровень чистой прибыли выглядит достаточно впечатляюще с учетом того, что «Халык Банк» недавно повысил прогноз по собственной чистой прибыли со 100 миллиардов до 120 миллиардов тенге. Несколько предыдущих лет рентабельность Казкома была несопоставима с показателями основного конкурента и теперь и потенциального партнера по некоему альянсу, обсуждения по созданию которого пока не дошли до стадии какой-либо конкретики). Банк также не преминул отметить недавнее возвращение своего рейтинга до уровня B- от S&P и создание комфорта для держателей евроблигаций. Qazkom сумел накопить примерно 800 миллиардов тенге в ликвидных активах, что примерно в 2,5 раза превышает сумму выплат по еврооблигациям в течение следующего полугодия .
Неоднозначная ликвидность
При внимательном изучении статистики Нацбанка, связанной с депозитами физических и юридических лиц, ситуация с ликвидностью, однако, выглядит не столь однозначной. Рост вкладов, главным образом юридических лиц, более чем на 400 миллиардов тенге произошел на фоне значительного снижения в первом полугодии. На 1 июля вклады юридических лиц в банке составили более 1 триллиона 646 миллиардов тенге, против 1 триллиона 848 миллиардов месяцем ранее и 1 триллиона 952 миллиардов на 1мая. На 1 ноября депозиты юридических лиц превысили 2 триллиона тенге или примерно 20.2% от всех вкладов юридических лиц в банках второго уровня. При этом на начало мая доля Qazkom от всех депозитов юридических лиц была несколько выше, примерно 21,6%. Таким образом, восстановление ликвидности произошло по отношению к провалу на начало июля, когда эта цифра была примерно 17,7% . При этом, трудно сказать, насколько все происходящее обусловлено чисто рыночными факторами.
Что касается депозитов физических лиц, то по сравнению с 1 июля они выросли не столь значительно - от до 1 триллиона 394 миллиардов до 1 триллиона 439 миллиардов тенге. При этом в абсолютном выражении розничные депозиты в банке находится на уровне начала года, когда они составляли более 1 триллиона 434 миллиардов тенге. Рыночная доля банка в сегменте депозитов физических лиц медленно снижается в течение 2016 года.
Упоминание о «вырванном из контекста в русской версии интервью Bloomberg» термине «санация» вряд ли может вызвать серьезный отток депозиторов физических лиц из банка, поскольку именно депозиты физических лиц были полностью защищены в ходе всех реструктуризаций, банковских обязательств в кризисных ситуациях. Что очевидно, говорит об определенном запасе доверия к государству и регулятору, особенно, если речь идет о крупнейшем банке, с вторым по объему депозитов физических лиц. Но более определено что-либо можно будет сказать после публикации ноябрьской статистики в конце декабря.
Другой вопрос, как это повлияет на фондирование на внешних рынках, роль которого, однако, теперь не слишком велика. Возможно, у банка и казахстанских инвесторов даже появятся дополнительные возможности в связи со снижением стоимости евроблигаций Qazkom на вторичном рынке. На курс акций банка, количество которых в свободном обращении крайне невелико, происходящее не оказывает серьезного влияния.
Возможность использования ручного управления никто не отменял. Создание альянса с «Халык Банком», которой в силу значительно более высокий рыночной стоимости избыточного капитала и доли высоколиквидных активов, играл бы в нем главенствующую роль, в этих условиях перестает восприниматься как какая-то угроза. Скорей, это еще один фактор, стабилизирующий рынки. Тем более, что речь может идти не о полноценном объединении, а именно об альянсе.
Фактически, смысл всех последних утечек, возможно, в том и состоял, чтобы вернуть «ручное управление» банковским сектором с «запасного пути» в случае кризисных ситуаций, связанных с ликвидностью.
Возможно, это эффективное антикризисное средство. Но вряд ли с помощью его широкого применения можно создать качественно новую банковскую систему. С другой стороны, активность Qazkoma, обновленного после слияний и прихода нового акционера, существенно выросла и в кредитовании, и в попытках предложения новых продуктов. Крайне интересно посмотреть на то, какими будут результаты этой креативности с точки зрения качества кредитного портфеля. Сам банк занимал однозначно негативную позицию по отношению к слиянию, отметив, что «не делал и не получал подобных предложений», а проведение переговоров по этому поводу является «слухами, распространенными СМИ». «Халык Банк» также отметил, что любые решения будут традиционно приниматься им, «исходя из интересов стейкхолдеров, включая акционеров и клиентов банка». Таким образом, навязать какие-то искусственные решения частным банкам, в отличие от ситуации с БТА, будет достаточно сложно. Очень многое, однако, будет зависеть от того как будет развиваться ситуация с проблемными кредитами в Казкоммерцбанке.
P.S.: Пока материал готовился к публикации, Qazkom сообщил о погашении своих еврооблигаций выпуска 2006 года с первоначальной суммой размещения в 500 миллионов долларов. Банк осуществил погашение за счет собственной ликвидности без привлечения дополнительного финансирования.