Альфа-банк, Андрей Тимченко: Размер не имеет значения
Новая стратегия Альфа-Банка: адекватность, осторожность и консерватизм в условиях, когда клиенты не очень любят банки. Особенно предприниматели. Но и они тоже должны улучшить свой менеджмент.
Главный Управляющий Директор Альфа-Банк Казахстан Андрей Тимченко представил деловым медиа новую стратегию банка.
Позиции Альфы демонстрируют, по его словам, стабильный и устойчивый рост. В том числе и по такому параметру, как капитализация. Коэффициенты достаточности собственного капитала К1 и К2 превышают мин. норматив более чем в 3,7 раза и в 2,8 раза соответственно. Банк имеет значительный запас по ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности 1,994 при нормативе 0.3. По рентабельности собственного капитала (ROE) он занимает 4 место на рынке, что выглядит на фоне проблем гораздо более крупных банков просто блестяще. Остальные параметры банка относят его к разряду крепких середнячков.
Есть у банка продукты, которыми он может похвастаться перед своими более крупными конкурентами. Альфа-Банк первыми на рынке запустил онлайн переводы денежных средств с карты на карту любых банков РК (P2P). Кроме того, они единственные на рынке, кто осуществляет международные денежные переводы с карты любого банка РК на карты банков 100 стран мира (P2P). Процессинговый центр Альфа Банка признан одним из лучших в мире по качеству предоставляемых услуг ( по версии Visa). И наконец, Альфа-Банк Казахстан является лидером на рынке факторинга Казахстана с долей более 50%. А ведь как известно, факторинг – один из лучших антикризисных продуктов для МСБ. Сложность только в том, что предприниматели очень мало о нем информированы.
С точки зрения своей целевой аудитории Альфа не отличается оригинальностью. Понимая, что корпоративный сектор для них не очень доступен в силу специфических особенностей казахстанского рынка, они решили сосредоточиться на малом и среднем бизнесе, поощряя тех, кто предпочитает безналичные операции и внешнеэкономическую деятельность. Они намерены придерживаться стратегии консервативного кредитования и не очень играть в депозиты, поскольку существующая ставка нивелирует их целесообразность для банка. Банкир посетовал, что существующие депозиты больше напоминают счет «до востребования». «Есть два варианта решить проблемы – либо закрыть пару банков, либо ввести регуляторные ограничения. Обе меры в наших условиях просто исключены».
Банк нацелен на прямой контакт с клиентом. «Я стараюсь сам общаться с клиентами и очень часто слышу от них жалобы. Клиенты очень часто не довольны банками. Причем, чем меньше клиент, тем меньше он доволен банком. Впрочем, корпоративные клиенты тоже жалуются. Поэтому, у нас хорошие шансы получить клиентскую базу за счет прямого контакта».
Банк готов «пожертвовать» какими-то статусными вещами, как, например, расширение сети. Альфа намерена использовать те возможности, которые уже есть на рынке через партнерские проекты. Например, они подписали соглашение с Казпочтой, у которой более 3,5 тысяч точек в стране. Это позволит клиенту банка провести любую операцию с валютой в любом населенном пункте.
Альфа разделяет оптимизм правительства с точки зрения улучшения макроэкономических показателей. На вопрос exclusive.kz о том, что качество портфеля банков и динамика развития МСБ не подтверждает эти прогнозы, он ответил, что «основная причина – низкое качество менеджмента. Мы очень часто видим, как некоторые предприниматели используют кредиты для вывода денег из бизнеса и используют их, мягко говоря, не очень добросовестно». Ухудшение макроэкономических условий, на его взгляд, не имеет столь большого значения. В то же время, банк поставил перед собой задачу увеличить кредитование МСБ в два раза.
При этом г-н Тимченко дал понять, что не исключает в следующем году каких-то приобретений или слияний с другими банками. Основным критерием, при этом, будет наличие у рассматриваемого объекта сделки каких-то преимуществ, которыми на сегодня не располагает Альфа-банк.
Что касается футуристических прогнозов о том, что классические банки прекратят свое существование, уступив место финансовым технологиям, Андрей Тимченко частично согласился с нашим порталом. «Сейчас идет активное слияние банков и финансовых технологий. Банки в своем подавляющем большинстве очень слабо генерят инновации, медленно развиваются. Поэтому самые успешные банки сейчас это те, кто быстро научились абсорбировать новые технологии. К сожалению, те новые продукты, которые показывают банки, генерятся вне банков. У нас есть свой Альфа лаб, где заняты от 300 до 500 людей и мы постоянно мониторим эту сферу. В любом бизнесе нужен правильный фокус. Например, Каспий лидирует по розничному онлайн кредитованию и его уже будет очень трудно догнать. До сих пор финтех – это было дорого и долго. Теперь – быстро и недорого. Средние и крупные банки считают, что могут обойтись и без них. Но рано или поздно им придется осознать, что они довольно быстро теряют свою долю на рынке розничного кредитования.»
Впрочем, спикер не исключает, что это не входит в их интересы. Крупные банки сегодня во многом держатся на плаву за счет государственного фондирования и это снижает их мотивацию к высококачественному сервису. При этом, на вопрос exclusive.kz о том, заставит ли крупные банки сокращение государственной поддержки улучшать свои продукты и сервис, Тимченко осторожно ответил, что «это часть государственной политики и ее можно назвать обоснованной – государство не может допустить ухудшения показателей банков. У всего есть своя цена… В конечном итоге, поддерживая банки, государство защищает интересы населения».