Укрупнение банков не приведет к росту кредитования
Традиционная пресс-конференция председателя Нацбанка Данияра Акишева была в основном посвящена перспективам консолидации банковского сектора. Спикер не исключает реализацию подобного сценария, однако не готов говорить о какой-либо конкретике в разрезе отдельных финансовых институтов. Он дал понять, что регуляторные решения Нацбанка никак не связаны со стремлением подтолкнуть рынок к консолидации . Тем не менее, некоторые заемщики уже почувствовали на себе ограничение на кредитование для нескольких небольших банков.
Если не можешь капитализироваться сам, подумай о слияниях
По словам г-на Акишева, изменения макроэкономической ситуации не могут не влиять на банковский рынок. Нацбанк предупреждал, что для снижения уровня рисков вполне может потребоваться превентивная докапитализация. Собственно, этот процесс происходил во многих банках в 2016 году в основном за счет привлечения дополнительных средств от действующих акционеров. Альтернативой капитализации был назван как раз процесс объединения с банками лучшей капитализацией и синэрегии преимуществ. Причем, этот вариант приемлем как для небольших банков, так и крупных игроков. При этом, г-н Акишев не стал комментировать перспективы объединения Qazcom и Халык Банка.
Отвечая на вопрос Exclusive.kz о том, соответствует ли действительности информация об ограничении выдачи кредитов несколькими небольшими банками, в том числе по действующим кредитным линиям и есть ли у регулятора требования к дополнительной капитализации этих банков, председатель Нацбанка отметил, что подобное реагирование входит в компетенцию регулятора. Он вправе осуществлять меры дистанционного и инспекционного надзора и приостанавливать проведение операций, когда политика кредитования или система управления рисками являются непонятными и вызывают вопросы. Нацбанк наложил ограничения на открытие депозитов и счетов физических лиц в двух банках, но ограничение кредитования в нескольких банках пока только рассматривается.
Слияние банков по российскому образцу может привести к утрате конкурентных преимуществ
Тем не менее, введенные регуляторные ограничения начинают сказываться на финансировании реального сектора экономики. Руководитель одного из финансируемых небольшим банком энергетических проектов со степенью готовности свыше 90% , терпит огромные убытки из-за ограничения на финансирование по действующей кредитной линии. И таких жалоб в нашу редакцию поступают десятки. Наши предложения о рефинансировании в крупных банках собеседники с негодованием отметают: «Крупные банки не клиенториентированы, у них такая же бюрократия», «Большие банки становятся похожими на структуры квазигосударственного сектора, а не рыночных игроков в плане корпоративной культуры»,- дополняет его другой предприниматель. –«У них нет серьезной заинтересованности в новых заемщиках. Требования к залогам по кредитам просто драконовские, ими не может выступать, например, приобретенное оборудование или незавершенное строительство высокой степени готовности».
«Наши российские партнеры хотят кредитоваться только в казахских банках, потому что в России идет массовое закрытие банков. А у нас хоть какая-то стабильность была. Теперь и ее получается не будет!» - рассказал нам один из предпринимателей. Попытка скопировать российскую модель консолидации в казахстанских условиях, по его мнению, будет означать утрату одного из конкурентных преимуществ, связанных со стабильностью казахстанского банковского сектора. Предприниматели считают, что многие российские компании предпочитали бы кредитоваться как раз в казахстанских банках второго эшелона благодаря их клиенториентированности и понятных правил игры.
2017 мог бы стать годом роста кредитных портфелей
В ходе пресс-конференции г-н Акишев и его заместитель Олег Смоляков отметили, что стресс-тестирование банков, которое должно было состояться в этом году, перенесено на 2017 год . Для регулятора крайне важно получение независимой оценки качества кредитного портфеля и системы управления рисками банков. Перенос связан с пожеланиями самих банков, с которыми проводятся подробные обсуждения относительно методологии, последствий и раскрытия информации о тестировании. Отвечая на вопрос о том, будут ли прозрачны результаты стресс -тестирования, г-н Смоляков отметил, что для регулятора наиболее важным моментом является то, чтобы сами банки сделали правильные выводы. А в это время, в секторе банков второго эшелона явно растет активность и происходят какие -то события. Один из двух банков - Delta Bank, попавший под регуляторные ограничения, связанные с розничными депозитами, объявил о докапитализации на сумму в 10 миллиардов тенге. Другой, один из самых быстрорастущих игроков в последние годы, выпустил пресс -релиз о планах докапитализации на 20 миллиардов тенге, а затем аннулировал его из-за содержащейся в нем " некорректной информации".
Нацбанк убежден, несмотря ни на что, в существовании серьезных предпосылок для роста кредитования в 2017 году. Ноябрьский всплеск инфляции ее вероятный выход за пределы прогнозировавшихся 6-8%, не повлияет на подходы к денежно-кредитной политике. Нацбанк не очень склонен драматизировать возможный рост уровня годовойвыше 8%. По оценкам г-на Акишева, это произойдет в январе или феврале, но гораздо важней сроков общий тренд на снижение темпов роста цен. При этом снижение инфляции и усиление эффективности канала процентных ставок определены в качестве приоритетов, что создает предпосылки для роста кредитной активности.
В 2016 году Нацбанк стимулировал кредитования МСБ, снизив требования к заемщикам из этого сектора, что принесло определенные результаты. По словам г-на Акишева, значительная часть проблем активизации кредитования находится в реальном секторе. Он намекнул на необходимость совершенствовать бизнес-модели для соответствия требованиям банков и повышения доступа к кредитным ресурсам. Неизвестно, правда, как можно активизировать кредитование одновременно с ужесточением подходов к качеству кредитного портфеля банков и консолидацию банковского сектора, которая может сопровождаться снижением аппетита к рискам. Логика, связанная со снижением стоимости денег в экономике, может вступать в противоречие с более жестким администрированием регулятора на банковском рынке.