Нацбанк не разглядел проблем в экономике Казахстана
Оценки макроэкономических параметров РК со стороны Нацбанка и ЕБРР диаметрально противоположны.
Глава Нацбанка Данияр Акишев оказался невероятным оптимистом. Выступая сегодня на заседании правительства, он сыпал радужными цифрами о восстановлении экономики Казахстана, рассказывал о том, как регулятор таки вогнал инфляцию в обещанный коридор в 6-8% и в целом отметил, что Нацбанк сделал все возможное и невозможное, чтобы стабилизировать валютный рынок. Оценки независимых, в том числе западных экспертов, менее радужны. Например, Европейский банк реконструкции и развития насчитал увеличение инфляции в РК за год в районе 14,2%, что почти вдвое больше, чем обрисовал г-н Акишев.
По словам главы Нацбанка, в условиях, когда изменение обменного курса тенге с августа прошлого года составило 78% по состоянию на 15 декабря 2016 года, а годовая инфляция снизилась до однозначного значения 8,7%, можно считать, что процесс переноса эффекта корректировки курса на внутренние цены практически завершен.
Согласно данным Нацбанка, инфляция по итогам ноября 2016 года сложилась на уровне 1,2%, а с начала года - 7,5%. Как регулятору удалось получить такой низкий уровень инфляции, остается только гадать. Ведь еще в августе 2016 года годовая инфляция по оценкам заместителя председателя НБ РК Алпысбая Ахметова составляла 17,6%, в том числе продовольственная инфляция - 15,7%, непродовольственная - 28,3%, цены на платные услуги повысились на 9,8%. Как всего за три прошедших месяца удалось снизить показатель почти на 10%, не ясно. То, что инфляция в Казахстане по итогам года составляет двузначные числа, считают и в Европейском банке реконструкции и развития.
В частности, экономический аналитик Европейского банка реконструкции и развития Нино Шаншиашвили озвучила прогноз банка на уровне 14,2%, что, скорее всего, ближе к истине. Хотя, возможно, регулятор просто изменил методику расчета инфляции, так как никаких других рациональных объяснений такому чуду найти не удается. С другой стороны, Данияр Акишев, вероятно, стремился всеми правдами, а скорее даже неправдами выполнить поручение президента, которое прозвучало еще в сентябре 2016 года. Тогда Глава государства в ходе расширенного заседания с участием исполняющих обязанности членов правительства РК поставил задачу по снижению инфляции. Он поручил принять меры для обеспечения стабильности цен и недопущения роста тарифов на услуги естественных монополий, отметив, что важным условием для обеспечения макроэкономической стабильности является снижение инфляции до 6-8% в 2016-2017 годах. Таким образом, формально, Нацбанк эту задачу выполнил уже к концу 2016 года.
Также, в ходе сегодняшнего отчета по итогам года Данияр Акишев остановился на вопросе формирования рыночных процентных ставок на денежном рынке, позволяющем определять объективную цену денег в экономике. В течение года Нацбанк снизил базовую ставку на 5 процентных пункта с 17% до 12%. Сейчас, по данным регулятора, наблюдается восстановление вторичного рынка государственных ценных бумаг. Рыночная структура процентных ставок является предсказуемой и складывается адекватно ожиданиям участников рынка. Впервые за долгое время иностранные игроки стали участниками вторичного рынка, и наблюдается спрос на ноты со стороны нерезидентов.
Данияр Акишев рассказал, что на протяжении трех месяцев, начиная с сентября 2016 года, Национальный Банк не проводит интервенций на валютном рынке. Таким образом, регулятор свел свое участие в валютных торгах на бирже к 0%.
«Ситуация на внутреннем валютном рынке стабильна. Национальный Банк не препятствует фундаментальным трендам, которые складываются под воздействием внешних и внутренних факторов. На конец ноября биржевой курс тенге составил 341,44 тенге за доллар США, ослабившись с начала года на 0,4%. В настоящее время на рынке наблюдаются незначительные ежедневные колебания курса тенге. Политика свободного плавающего курса тенге позволила начать процесс постепенного восстановления резервов», - сказал глава Нацбанка. Он сообщил, что золотовалютные резервы Национального Банка на конец ноября составили 29,8 млрд долларов. С начала года зафиксирован рост на 2 млрд. долларов. Как объяснил глава Нацбанка, «увеличение объемов золотовалютных резервов обеспечено в основном ростом стоимости золота, а также приобретением иностранной валюты на внутреннем рынке».
Стоит отметить, что в феврале 2016 года г-н Акишев рассказал, что интервенции Национального банка в форме покупки валюты составили 474 млн долларов или 20% от общего объема торгов, который составил 2,4 млрд долларов. В предыдущих своих заявлениях г-н Акишев также допускал возможность разовых интервенций, если ситуация усугубится, и из-за давления курс рухнет слишком сильно.
По данным регулятора, в 2016 году в Казахстане происходило изменение структуры депозитов. Депозиты в тенге с января по ноябрь 2016 года выросли на 53,2%, в иностранной валюте – снизились на 10%. В результате уровень долларизации депозитов снизился с максимального уровня в 70% в январе 2016 года до 56,7% в ноябре 2016 года. Между тем, вклады юридических лиц в тенге и в инвалюте практически сравнялись. В структуре вкладов физических лиц доля депозитов в иностранной валюте снизилась до 64,4% в ноябре 2016 года с максимального значения 80% в январе 2016 года.
Вместе с тем, в начале этого года Данияр Акишев, несмотря на широко пропагандируемую, в том числе самим Нацбанком, программу дедолларизации призвал граждан хранить половину своих накоплений в долларах. Нацбанк, активно закупавший валюту в начале года, тогда призывал казахстанцев, несмотря ни на что, верить в тенге.
Главный региональный экономист ЕБРР Агрис Прейманис наоборот назвал долларизацию депозитов крайне высокой. К концу сентября она оставалась на уровне 66,9%. Правда, все познается в сравнении. Например, более года назад межбанковские ставки доходили до 100%. В ЕБРР назвали рост ВВП на уровне 2-4%, который запланирован министерством национальной экономики, не тем показателем, который выведет Казахстан в число развитых стран. Нужно иметь стабильный ежегодный рост хотя бы в 6%.