Qazkom: когда молчание – не золото
Вмешательство государства - это признание многих ошибок, допущенных до сих пор. Проблема в том, что любое новое решение может только усугубить ситуацию.
Информация "Bloomberg"о том, что Казкоммерцбанку потребовались не виртуальные поддерживающие интервенции со стороны государства, а предоставление ликвидности (причем, Нацбанк уже прокредитовал Qazkom на 400 миллиардов тенге) не подтверждается, но и не опровергается официально. Так же как и то, что на решение проблем с капитализацией банка потребуются вливания в размере 1,5 триллиона тенге.
Признаков проблем с ликвидностью на рынке в целом нет
При этом открытые данные Нацбанка косвенно подтверждают, что регулятор предоставлял кому-то из участников рынка значительные объемы ликвидности. 14 декабря дебиторская задолженность Нацбанка в статистической графе "Другие операции", в которой отражаются и кредиты регулятора банкам, выросла за один день как раз на 400 миллиардов - с 624 миллиардов до 1 триллиона 25миллиардов тенге. Влияние этой операции на открытую позицию Нацбанка в целом было кратковременным - сальдо снизилось с 2триллионов 109 миллиардов тенге до 1 триллиона 674 миллиардов, затем, после праздников, объемы изъятия Нацбанком ликвидности восстановились практически до уровня 13 декабря и составили 2 триллиона 31 миллиард тенге. Это может означать, что основная часть предоставленной ликвидности вновь размещена в инструменты Нацбанка - ноты или депозиты, а также то, что рынок в целом не испытывает пока каких -либо проблем с тенговой ликвидностью и существенных оттоков не происходит. Значение межбанковского индекса кредитования "KazPrime"осталось на уровне 13% , причем предложения Qazkom по кредитованию и заимствованию остаются на том же уровне, что и у других участников индекса. Другие индексы на рынках репо и валютных свопов, также не отражают какого-то существенного роста спроса на деньги. Комбинированный MM Index по итогам пятницы находится на уровне 11,01%.Тенге укреплялся в последние дни под влиянием внешней конъюнктуры. Если бы рынок ощутил какой-то существенный отток средств, прежде всего с валютных депозитов, неизбежно последовали бы крупные покупки долларов и перетекание избыточной тенговой ликвидности на валютный рынок. Ничего подобного пока не наблюдается.
Согласно опубликованной статистике Нацбанка по состоянию на 1декабря, на которой могли сказаться утечки о возможном слиянии Qazkom и Halyk Bank, в ноябре из банка не происходило оттока депозитов. На 1 декабря депозиты физических лиц составили 1 триллион 475 миллиардов тенге против 1триллиона 439 миллиардов месяц назад. Доля банка в сегменте депозитов физических лиц, правда, немного снизилась за ноябрь с 19,45% до 19,2%. Депозиты юридических лиц выросли до 2 триллионов 83 миллиардов тенге с 2триллионов 6 миллиардов, при том, что в ноябре в целом сумма депозитов юридических лиц немного снижалась.
С кризисом ликвидности и капитализации трудно справиться без дружеского плеча государства
Таким образом, если речь идет о каком -либо оттоке и возникновении проблем с ликвидностью у Qazkom, то это могло произойти только в последние недели. Любому крупному банку было бы крайне непросто справиться с возникновением кризиса ликвидности самостоятельно в нынешней экономической ситуации и при существующем уровне доверия к банковской системе. После ребрендинга и смены руководства банк не выглядит институтом с непререкаемым авторитетом, однако его плюсом считается наивысший возможный уровень поддержки со стороны государства. В ноябре Qazkom заявлял о росте во втором полугодии вкладов на 406 миллиардов тенге и накопленной ликвидности в сумме 800 миллиардов тенге, что в 2,5 раза превышало суммы погашения евроблигаций в ближайшие месяцы. Это, как и досрочное погашение евроблигаций, не убедило рынок, если банку действительно пришлось прибегать к кредиту от Нацбанка для поддержания ликвидности.
Уровень проблемных кредитов в банке, согласно отчетности, опубликованной Нацбанком, остается невысоким - 6,96% кредитов с просрочкой свыше 90 дней на 1 декабря. Большинство аналитиков обращают внимание на потенциальные проблемы по кредиту АО БТА, по которому сформированы относительно низкие провизии. АО БТА играет роль " плохого банка, работающего с проблемными активами", и отсутствие поступлений по ним как раз и может быть основной предпосылкой необходимости проведения крупной докапитализации, о которой говорят источники "Bloomberg".
Осуществить докапитализацию подобного масштаба на рыночной основе в нынешних условиях было, вероятно, невозможно. Поэтому, если еобходимость проведения подобной докапитализации будет признана государством , речь может идти либо о вливаниях в капитал с его стороны, либо использовании ручного управления с созданием альянса Qazkom с более сильным партнером. Но, скорей всего, вероятна комбинация этих возможностей в определенных пропорциях.
В то же время, очень высокий вклад государства в докапитализацию и слияние с другим частным институтом чревато возникновением подозрений, что власти ему подыгрывают, хотя, вероятно, проблемы с капиталом Qazkom носят абсолютно объективный характер и речь идет о 100-процентно системно значимом институте, а не о спасении его акционеров. Так или иначе, необходимость вмешательства государства - это работа над ошибками и признание неправильности многих решений, принятых до сих пор.
Вне контекста развития ситуации с Qazkom не может восприниматься и громкое кадровое изменение последних недель в банковском секторе. Приход председателя совета Ассоциации финансистов Магжана Ауэзова на должность председателя правления Forte bank породил очень смелую версию о том, что, с учетом его опыта руководства "Казкоммерцбанком", возможно, Forte bank рассчитывает не только «перетянуть» часть корпоративных клиентов Казкома, но и стать альтернативой Халыку в качестве возможного участника будущего альянса. Forte также высококапитализированный институт и именно г-н Ауэзов руководил интеграцией Казкома с БТА и знает ситуацию изнутри.
Если появившиеся сообщения соответствуют действительности, все отступает на второй план перед поиском кардинальных решений, позволяющих избежать нестабильности в секторе в целом.
P.S. В момент подготовки материала к опубликованию, Qazkom выступил со специальным заявлением по поводу всей этой ситуации. Важнейшей его частью стало утверждение, что банк не ведет переговоров о получении поддержки со стороны государства на сумму в 1, 5 триллионов тенге ни с Нацбанком, ни с правительством. Что касается кредита на сумму в 400 миллиардов тенге на поддержание ликвидности, то его получение 14 декабря было подтверждено. Вместе с тем, это было охарактеризовано как совершенно обычная процедура, к которой за последние 10 лет банк прибегал "не менее 10-12 раз". Накануне новогодних праздников резко растет количество операций в банкоматах, причем две трети этих объемов приходится на Qazkom. Чтобы убедить рынок в отсутствии каких -либо проблем с ликвидностью банк объявил о решении о досрочном погашении кредита Нацбанку на сумму в 200 миллиардов тенге.