Имидж ЕНПФ понес очередную невосполнимую утрату
Ситуация с проверками ЕНПФ в связи с покупкой облигаций «Бузгул Аурум" вызвала шок, поскольку выглядела как очередная покупка мусорных бумаг за счет вкладчиков ЕНПФ. В реальности ситуация является немного иной. Речь идет об операциях с деньгами самого фонда, не влияющая на доходность инвестирования пенсионных активов. Тем не менее, по итогам проверок контролирующих органов, вероятно, покупка облигаций будет оценена как афера.
Деньги вкладчиков не затронуты
ЕНПФ очень сухо и кратко прокомментировал ситуацию, упомянув, что в инвестиционном портфеле фонда нет облигаций и его структура абсолютно прозрачна. Облигации должны были бы отразиться в содержимом инвестиционного портфеля в ноябре и декабре. Нацбанк также подтвердил, что оснований говорить об утрате денег вкладчиков нет. Все решения об инвестировании пенсионных средств принимает непосредственно Национальный банк на основе инвестиционной декларации ЕНПФ. В этом году пенсионные деньги не инвестировались в бумаги негосударственных эмитентов из реального сектора. Доходность инвестиционного портфеля немного выше инфляции. Что касается инвестиций в сомнительные облигации за счет собственных средств, то Нацбанк участвует в проводимой по этому поводу проверке ЕНПФ.
Урезанные комиссионные
Нужно учитывать, что размер комиссионных ЕНПФ существенно сокращался в последние годы на фоне передачи управления государству пенсионных накоплений. Согласно постановлению Нацбанка, они установлены на 2016 год в размере 5,25% от инвестиционного дохода и 0,0225% в месяц от пенсионных активов. Постоянное снижение комиссионных расходов было одним из важных аргументов за передачу в управление пенсионных накоплений в ЕНПФ. В свое время частные фонды, за небольшим исключением, не были готовы сократить свои комиссионные ниже 10% от инвестиционного дохода, к чему их призывал Нацбанк. Выполнил эти пожелания лишь предшественник ЕНПФ - ГНПФ.
Возможно, именно жесткие бюджетных ограничений для ЕНПФ, которому нужно поддерживать одну из крупнейших филиальных сетей в стране и продолжать технологическую модернизацию, связанную с предоставлением вкладчикам информации о их накоплениях, стали одной из причин того, что они пошли на потенциально высокодоходные инструменты для вложения свободных собственных средств.
Афера может кончиться удачей?
Инвестиции в облигации ТОО "Бузгул Аурум" выглядят, однако, даже не высокорисковым, а экстравагантным вложениям. Обычно, казначейства финансовых институтов размещают временно свободные средства, помимо наличных, в госбумаги, банковские депозиты. Одним из результатов проверки ЕНПФ станет значительно более жесткая регламентация таких вложений.
Странность состоявшейся покупки в том, что ЕНПФ выступил единственным инвестором, и размещение осуществлялось с прицелом только на эти деньги. Если бы речь шла, пусть о высокорисковом инструменте, но обладающем какой-то ликвидностью на вторичном рынке, все это не выглядело бы столь криминально. Теперь же, вполне вероятно, в случае устойчивого дефолта по облигациям, ЕНПФ должен будет участвовать в его ликвидации. При этом, согласно оценкам BCC Invest на 1 июля этого года, еще до размещения облигаций, сумма обязательств эмитента была намного выше оценки стоимости активов, в которых большую часть составляли лицензии на недропользование.
Очевидно, вся эта история снижает шансы ЕНПФ претендовать на управление частью пенсионных накоплений после того, как к процессу будут допущены частные управляющие. Фонду будет крайне сложно убедить регуляторов, что у него имеется совершенная внутренняя система принятия инвестиционных решений. Резонанс, связанный с неудачным вложением в облигации, также явно не способствует росту доверия к управлению пенсионными средствами, даже если ЕНПФ инвестировал свои "кровные".