среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Переговорный уик-энд

20 января Halyk Bank и Qazkom практически синхронно распространили сообщения о начавшихся переговорах об условиях "потенциальной сделки, которая находится на самой предварительной стадии».

Информация в сообщениях сведена к минимуму, и банки, в частности, избегают говорить о том, каким может быть предмет договоренностей. Впрочем, явным прогрессом выглядит уже то, что это больше не расценивается как "слухи, распространяемые СМИ". Крайняя лаконичность опубликованных сообщений, очевидно, делает неизбежным выстраивание толкований и логических цепочек по поводу каждой формулировки. Если Qazkom ограничился упоминанием о переговорах, ведущихся с банком и его мажоритарным акционером Кенесом Ракишевым, то упоминание со стороны Халыка о возможности сделки на "коммерчески справедливых принципах с учетом международных стандартов в интересах своих акционеров и клиентов» выглядят сформулированной переговорной позицией. При этом, ее, возможно, приходится отстаивать, поскольку есть намек на некую третью сторону, которой необходимо напоминать о «коммерчески справедливых принципах и международных стандартах».

Очевидно, предметом дискуссий остается необходимость участия в сделке государства, которое ранее говорило о готовности поддержать Qazkom на самом высоком уровне. Неясны пока пропорции вмешательства со стороны и Halyk Bank, являющегося институтом с избыточным капиталом, в решении проблем капитализации Qazkom.

Единственный симптом - валютные свопы

Возможно, само подтверждение сообщений о переговорах, находящихся на самой предварительной стадии, является попыткой ограничить волатильность клиентской базы "слабого звена" и показать розничным и корпоративным депозиторам, что решение проблем в любом случае будет найдено. Последняя опубликованная статистика регулятора по состоянию на конец ноября, правда, не позволяет говорить о каком -либо оттоке депозитов из Qazkom под влиянием первых сообщений о возможности слияния с Halyk Bank. Декабрьские данные должны быть опубликованы на днях. Показатели, связанные с открытой позицией Нацбанка, публикуемые в соответствии с существующими правилами на ежедневной основе, не демонстрируют существование на банковском рынке каких-либо проблем с тенговой ликвидностью. По состоянию на 19 января сальдо, показывающее уровень превышения изъятия ликвидности регулятором над ее предоставлением, составляет 2 триллиона 217 миллиардов тенге и значительно выше тех цифр, которые были 13 декабря прошлого года в момент выдачи Нацбанком кредита в размере 400 миллиардов тенге Qazkom. Тогда сальдо составляло 1 триллион 674 миллиарда тенге. С момента возвращения банком 200 миллиардов тенге из 400-миллиардного кредита 26 декабря не меняется также цифра ликвидности, предоставленной Нацбанком рынку - она составляет 825 миллиардов тенге. Отсутствие какого-либо повышенного спроса на тенге показывают также индексы межбанковского кредитования и в частности KazPrime. Индексы на рынке репо находятся на уровне базовой ставки минус 1% с очень небольшими колебаниями. Биржевой валютный спот-рынок также далек от какой -либо лихорадки, тенге чувствует себя уверенно, и объемы рынка крайне невелики. Из этой картины, как указал в своей статье, опубликованной на Exclusive.kz экономист Жангир Рахжанов, выбивалась ситуация в сегментах 10 и 20- дневных валютных фьючерсов. Помимо очень значительного снижения ставок до уровня, (с 12 до 8), отмечается резкий рост объема операций. Эксперт считает, что речь идет о выходе за рамки своего мандата регулятором и предоставлении кому -то из игроков значительных объемов валютной, а не тенговой ликвидности. В сегменте 20-дневных валютных свопов, объемы практически беспрерывно, начиная с 30 декабря, превышают полмиллиарда долларов в день, при том, что в последние месяцы они были крайне незначительны. Общий объем рынка валютных СВОПов в декабре составил 9,8 миллиардов долларов, что почти вдвое больше, чем в ноябре. Этот уровень является самым высоким за месяц с января прошлого года.

Госвливания или ручное управление

Любой формат сделки, если она состоится, будет тщательно анализироваться и критиковаться. И в случае, если проблемы с капитализацией и формированием провизий по плохим кредитам будут решены со значительным участием государства, и если решения будут выдержаны в духе другой крайности - ручного управления.

В своем октябрьском анализе долговых инструментов Qazkom аналитики Халык Финанс Салтанат Мадиева и Станислав Чуев рекомендовали держателям бумаг "продавать" облигации банка. Главным аргументом при этом называлась крайне низкая собираемость процентных доходов Qazkom - в первом полугодии прошлого года было собрано лишь 44,8% доходов. Проблемы во многом связаны с кредитом БТА, который сдал банковскую лицензию и стал структурой, специализирующейся на работе с проблемными активами объединившихся банков. На БТА приходится 51,2% начисленных процентных доходов Qazkom, а покрытие провизиями кредита БТА составляло всего 2,2% . Очевидно, оценки собственных не могут не быть хорошо известны руководству Халыка, ведущего переговоры о потенциальной сделке. В качестве явного плюса традиционно отмечается очень высокая вероятность государственной поддержки и готовность поддержать банк ликвидностью, что, собственно, подтвердилось уже в ходе декабрьских событий. Экономист Жангир Рахжанов в своих декабрьских комментариях отмечал, что кредит Qazkom в 5,8 раз превышает капитал банка и явно находится в противоречии с регулированием о предельном размере кредита аффилированным сторонам. ( Это, конечно, связано с экстраординарностью самой ситуации - поглощения БТА Qazkom и появлении нового мажоритарного акционера в банке, как раз в русле ручного управления. При этом считалось, что роль государства в решении проблемы плохих кредитов будет большей, чем это произошло на самом деле).

Too big to private

Даже если предположить, что сделка вызовет минимум раздражения в общественном мнении и стабильность банковской системы будет сохранена, то долгосрочные последствия будут крайне неоднозначны. Появится игрок, находящийся вне какого-либо конкурентного поля и на рынке появится один банк и все остальные. Он будет находиться в особом положении как с точки зрения размеров, так и взаимоотношений с государством. Председатель правления Халык Банка Умут Шаяхметова в ходе своей ноябрьской пресс-конференции, правда, упоминала, что одной из обсуждаемых альтернатив могло бы быть создание альянса, а не объединение в какой-то более жесткой организационной форме. Возможно, консолидация имела бы какой-то позитивный смысл, если бы банк был сосредоточен на экспансии на сопредельные рынки, финансировании особых инвестиционных проектов и создал бы бизнес-модель, способную заинтересовать глобальных игроков в качестве инвесторов.

Но реальность может оказаться прямо противоположной - концентрация на внутреннем рынке, усиление государственного регулирования с точки зрения тех рыночных долей, которые могли бы приходиться на альянс по большинству продуктов и превращение, по сути, в еще один квазигосударственный институт, а не частный банк, действующий в соответствии с рыночными принципами. Тем не менее, необходимость принятия решений очевидна, поскольку Qazkom будет трудно выержать давление, связанное с ликвидностью, невзирая на заверения о том, что привлечение кредита от Нацбанка - совершенно рутинная практика. Еще большим риском остается неопределенность относительно среднесрочных и долгосрочных перспектив банка.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33