понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Нацбанк должен во всем сознаться

Выделение правительством 2,1 трлн тенге для оздоровления банковской системы вызвало ожесточенную дискуссию в обществе. Но никто не заметил более фатального вопроса: официальное занижение проблем в банковской системе.

13 февраля 2017 правительство объявило о выделении денег для оздоровления банковского сектора и уже 16 февраля международное рейтинговое агентство Fitch Ratings положительно отреагировало на эту новость. В частности, в их пресс релизе было сказано: «Fitch Ratings отмечает, что заявления и действия властей Казахстана свидетельствуют о прогрессе с разрешением проблем в банковском секторе страны. Мы полагаем, что качество активов может существенно улучшиться в результате государственного плана, объявленного в феврале, по предоставлению 2 трлн. тенге через АО «Фонд проблемных кредитов» для приобретения стрессовых кредитов у проблемных банков.»

С этим трудно не согласится, однако более интересно другое заявление из пресс-релиза:

«Власти озвучили растущую обеспокоенность по поводу состояния сектора, где качество активов оказывается слабее, чем указывалось в отчетности. Хотя о занижении проблем местными банками в отчетности хорошо известно, официальное признание этой проблемы государством имеет большое значение.»

Поясню, о чем говорит Fitch Ratings. Если посмотреть отчет Нацбанка «Сведения о собственном капитале, обязательствах и активах» банков на конец 2016 года, то выяснится, что общая сумма кредитного портфеля по банковской системе составляет 15,5 трлн тенге. Общая сумма кредитов с просрочкой более 90 дней (основная характеристика проблемных кредитов) – 1 трлн тенге. Общая сумма провизий по кредитным убыткам – 1,6 трлн тенге.

Выдавая такую громадную сумму Нацбанк и правительство фактически признали, что реальные проблемы в банках гораздо больше, чем это указывается в официальной отчетности.

Таким образом, официальная отчетность Нацбанка скрывает проблему на сумму 2,1 трлн тенге. То есть, выдавая такую громадную сумму Нацбанк и правительство фактически признали, что реальные проблемы в банках гораздо больше, чем это указывается в официальной отчетности.

За примерами далеко ходить не надо. Если еще раз посмотреть на финансовые отчеты Казкоммерцбанка, то это самый большой пример сокрытия реальных размеров бедствия.

На конец третьего квартала 2016 года 56,7% кредитного портфеля Казкоммерцбанка занимал кредит связанной стороне в сумме 2,5 трлн тенге - кредит БТА банку. По сумме данный кредит составлял 16,2% от брутто займов всей банковской системы.

В БТА были собраны самые проблемные неработающие кредиты как от самого БТА банка, так и от Казкоммерцбанка. В связи с этим, кредит БТА банку от Казкоммерцбанка нельзя было относить к работающим. Тем не менее, данный кредит не считался проблемным, и на конец 3 квартала 2016 года, согласно финансовой отчетности Казкоммерцбанка, покрытие провизиями на кредитные убытки по нему составляло лишь 2,1%.

При этом, в соответствии с той же финансовой отчётностью, на конец 3 квартала 2016 года разрыв между начисленными и полученными процентными доходами по кредитам, предоставленным клиентам, составлял 62,5%. То есть, банк по всему кредитному портфелю для клиентов смог собрать лишь 37,5% доходов. Это говорит о том, что в Казкоммерцбанке уровень неработающих кредитов (которые не платят проценты) составляет не менее 60%. При этом, уровень провизий по всему кредитному портфелю составил лишь 12,6%.

Такое недостаточное провизирование неработающих кредитов в Казкоммерцбанке отмечали все международные рейтинговые агентства. Именно поэтому крупнейший по активам (до декабря 2016 года) и один из двух системообразующих банков Казахстана имел самые низкие рейтинги в банковской системе. При этом рейтинги Казкома были бы еще ниже, если агентства не были бы уверены, что государство обязательно поможет банку в случае проблем.

Прежнее руководство Нацбанка не должно было давать согласие на покупку БТА Казкоммерцбанком. На момент сделки любому компетентному эксперту было понятно, что ничего хорошего от этого не получится.

Здесь нет сомнений, что Нацбанк прекрасно знал о всей сложности ситуации. Тем не менее, официальная отчетность регулятора никак не отражала реальные проблемы этого банка. Почему? Потому, что прежнее руководство Национального Банка не должно было давать согласие на покупку БТА Казкоммерцбанком. На момент сделки любому компетентному эксперту было понятно, что ничего хорошего от этого не получится.

Тем не менее Нацбанк утвердил сделку и разрешил Казкому нарушать нормативы, установленные им самим. Напомню, что у регулятора есть очень важный норматив, устанавливающий, что для заемщиков, являющихся лицами, связанными с банком особыми отношениями, сумма кредита не может быть больше 10% от капитала. Он предназначен для того, чтобы ограничить риски банка при кредитовании связанных физических или юридических лиц. По правилам регулятора кредит БТА банку должен быть не больше 47 млрд тенге (по капиталу банка на конец 2016 года). Что называется, почувствуйте разницу с текущей суммой кредита в 2,5 трлн тенге (превышение норматива в 53 раза!).

Естественно, давая такие громадные поблажки Какзкому с точки зрения нарушения нормативов, Нацбанк был вынужден закрывать глаза на реальные проблемы банка. Поэтому, все горячие обсуждения о необходимости того, чтобы Нацбанк срочно провел стресс тестирование крупнейших банков, до настоящего времени выглядели просто смешно.

Нам нужно, чтобы качество кредитных портфелей проверил эксперты, независимые от Нацбанка, правительства, и внешних аудиторов банков.

Сейчас, когда власти наконец-то признали масштабы проблем в банковской системе, отношение к стресс тестированию должно измениться. В текущей ситуации нам нужно, чтобы качество кредитных портфелей проверил эксперты, независимые от Нацбанка, правительства, и внешних аудиторов банков. К слову, к аудиторам тоже очень большие претензии.

Так же важно, чтобы независимые эксперты проверили качество официальной отчетности Нацбанка и опубликовали все случаи преференций, которые Нацбанк раздавал другим банкам.

В целом, сокрытие проблем банков, как в их собственных отчётах, так и в официальных отчетах Нацбанка – это крайне серьезный вопрос, который наносит громадный ущерб финансовой системе Казахстана. Надеемся, что текущее руководство Нацбанка, имея карт-бланш от президента, признает эту проблему, а признав, окончательно её устранит.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33