Умут Шаяхметова: Снимаю шляпу перед правительством и Нацбанком
Председатель правления Халык Банка Умут Шаяхметова оценила вероятность осуществления сделки по приобретению контрольного пакета Казкоммерцбанка в 80%. Детали покупки пока остаются конфиденциальными или комментируются крайне скупо. Г- жа Шаяхметова подтвердила появившиеся в начале недели оценки регулятора, согласно которым первым шагом станет деконсолидация с баланса Qazkom активов АО БТА и их Фондом проблемных кредитов(ФПК). Деньги, направляемые государством в фонд, не должны использоваться на вливания в капитал Qazkom. При этом спикер согласна с тем, что не все проблемные активы, аккумулированные в БТА, обладают нулевой стоимостью. Многие из них способны давать отдачу в долгосрочной перспективе, часть требует доинвестирования. Проблемный портфель, который должен быть деконсолидирован, превышает половину всего кредитования Qazkom.
«Снимаю шляпу перед правительством и Нацбанком»
Г-жа Шаяхметова также заявила, что принятое решение потребовало немалого мужества и готовности принять на себя ответственность от правительства и Нацбанка, перед которыми стоить снять шляпу. Возможно признать, что ситуация такова, какова она есть, и начать принимать решения следовало гораздо раньше-- в 2010- 2012 годах. Тогда, однако, возобладал подход, что может быть «все рассосется» в условиях более высоких цен на нефть и начала нового экономического цикла. Казахстану справедливо приводят пример Европы и в частности Исландии, где аналогичные проблемы не стали скрывать и откладывать в долгий ящик. Банкир также убеждена в том, что сумма вливаний в 2,1 триллиона тенге, это не буквальное попадание, но очень близкая цифра к тому, что потребуется на выкуп активов ФПК.
Отвечая на вопрос Exclusive.kz о том, мог бы Казкоммерцбанк быть жизнеспособным после деконсолидации проблемного портфеля с точки зрения капитализации и ликвидности без дальнейших вливаний Халык Банка или ему в любом случае необходим был бы стратегический партнер, г-жа Шаяхметова с улыбкой отметила: «Опять -таки не могу все раскрыть. Единственное, могу сказать, что все равно в дополнительных вливаниях капитала со стороны Ханлык Банка он нуждается».
Слияние могло бы привести к появлению слишком громоздкой неповоротливой структуры
В других фрагментах своих комментариев председатель правления отметила, что речь идет о сложной сделке, первым этапом которой должно стать приобретение контрольного пакета Qazkom. Слияние невозможно и, если бы оно состоялось, это могло бы привести к созданию слишком неповоротливой структуры. У банка есть представление, сколько может стоить контрольный пакет, но никаких даже оценочных цифр названо не было. И Нацбанк, и Халык наняли каждый своих внешних аудиторов и внешние инвестиционные банки, которые будут осуществлять дюдилидженс. Этот процесс может занять 2-3 месяца. После чего стороны получат свои оценки, сколько может стоить контрольный пакет Qazkom и начнется новый этап переговоров. При этом ситуация, по оценкам г-жи Шаяхметовой, качественно совершенно иная, чем в момент, когда в течение полугода шли обсуждения о возможной покупке Халык Банком БТА в обмен на компенсацию стоимости дочернего НПФ банка. Тогда 100-процентным акционером БТА было государство, и стороны кардинально разошлись в своем видении сделки. «Активы нашего лучшего на рынке НПФ, обладающего рыночной долей в 33% были национализированы без всякой компенсации». Сейчас речь идет о предложении частного мажоритария Кенеса Ракишева, хотя государство и играет крайне важную роль, речь идет о «дружественной сделке». Банк намерен сделать все, чтобы не пострадали интересы кого-то из акционеров и депозиторов, для чего, впрочем, нет особых предпосылок.
Если исключить факторы роста цен на нефть и Кашагана, ситуация в экономике остается проблемной
В своем базовом прогнозе на 2017 год, без учета возможной покупки Qazkom и наоборот возможной продажи Алтын Банка Сити, Халык исходит из роста своего кредитного портфеля в 7,4%. Это несколько меньше 10- процентного роста портфеля, который традиционно закладывался в прогнозах банка в межкризисный период, осуществлявшиеся, однако, далеко не всегда. Причиной этого остается дефицит качественных заемщиков, заставляющий банки, несмотря на выросший уровень ликвидности, предпочитать кредитованию реального сектора вложения в ноты и депозиты Нацбанка. Рост чистого процентного дохода Халыка, в 22,4% в прошлом году, был во многом связан не с кредитованием, а увеличением портфеля ценных бумаг, причем вложения банка в ноты Нацбанка составляют примерно 480 миллиардов тенге. Доходность вложений в ноты находится на уровне 12- 13% и при нынешнем уровне базовой ставки актуальным становится кредитование реального сектора, которое начинается от 14% годовых. Кроме того, есть надежда, что Нацбанк окажется прав в своих прогнозах относительно инфляции, что может постепенно привести к новым понижениям ставки. Состояние банков, однако, всегда отражает ситуацию в экономике, а она если исключить фактор небольшого роста цен на нефть и начала добычи на Кашагане, остается крайне сложной. По оценкам спикера, очень существенные проблемы испытывают заемщики в агро и строительном секторах. При этом г-жа Шаяхметова считает, что ситуация с закредитованными холдингами в агросекторе нуждается в радикальных решениях- реструктуризации и быть может даже банкротстве. Необходимо оценивать, однако, как такие решения могут сказываться и на кредиторах, для многих из которых это может быть сложным сценарием.
Банкир, не считает, что падение цен на нефть до уровня 40 долларов за баррель могло бы принести очень серьезные проблемы для сектора. Эти риски уже были реализованы, причем речь о довольно длительном периоде, и курс тенге к доллару достигал отметки 380 тенге. Банки очень хорошо адаптированы к волатильности на валютном рынке, кроме того кредитование в последние годы было очень осторожным и не следует ждать слишком большого роста плохих кредитов. Темной стороной снижения цен на нефть, было бы замораживание попыток улучшить ситуацию и прежде всего планов, связанных с докапитализацией банковской системы.